ЗАПОВЕДИ И ОТПАДЕНИЕ

----картинка линии разделения----

 

С тех пор как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, неохотно смотрит на место прежнего жительства своего... т. е. рая Божия. 

Преподобный Иоанн Кронштадский 

 

---картинка линии разделения текста---

 

БОГ

Бог (Отец) 

 ---картинка линии разделения---

Народ Мой закоснел в отпадении от Меня...

И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно  (Осия.11:7). 

Обещание благословения

Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению, ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины,  и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское (Осия.14:5-8). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? (Евр.2:1-4) 

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Будем сохранять свое благородство и честь, так как отпадение небезопасно

Мы делаемся со Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям). Мы, сподобившиеся этой печати, вкусившие этой Жертвы, участвующие в Бессмертной Трапезе, будем сохранять свое благородство и честь, так как отпадение небезопасно. Пусть язык, приобщившийся Тела Господня, не произносит ничего неприятного.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин 

----картинка линии разделения----

Страсти, через которые приходит человек в… отпадение от Бога

Ведение озаряет нас как солнце, и безумный самовольно закрывает глаза, т. е. произволение неверием и леностью, и тотчас предает ведение забвению, через праздность, рождающуюся от нерадения. Ибо от неразумия происходит нерадение, от нерадения — праздность, от праздности — забвение, а от забвения самолюбие, т. е. любление своих хотений и своих разумений, называемое сластолюбием и славолюбием; от них сребролюбие — корень всех зол: ибо от него происходит попечение о житейском, от которого — совершенное неведение даров Божиих и своих согрешений, а отсюда водворение других страстей, т. е. восьми главных: чревоугодия... от которого блуд, — через них сребролюбие, а от него гнев, когда кто не достигает желаемого, т. е. своей воли. От этого печаль, через которую уныние, потом тщеславие, от которого гордость, и от этих восьми — всякое зло, страсти и грех, через которые приходит человек в отчаяние и совершенную погибель, и отпадение от Бога, и делается подобным демонам.

Лучше терпением того, что нас постигает, прибегать к Богу, нежели по страху опасностей потерпеть отпадение, впасть в руки диавола и вечное отпадение, точнее же, мучение с ним навлечь на себя. Ибо нам предстоит одно из двух: или потерпеть первое и временное, или второе и вечное. Праведных же ни одна из обеих опасностей вовсе не касается, ибо они с радостию (переносят) то, что нам кажется злополучием; любят (это) и, как нашедшие время к приобретению, приветствуют искушения и не получают от них язв. Тот обыкновенно не умирает от стрелы, в кого она пущена, но не поразила его, а тот погибает, кто получил от нее смертельную рану.

  

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Андрей Кесарийский

----картинка линии разделения----

(Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова)

Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего грехопадение людей и наказание их по воле Божией за наклонность к греху.

Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Черный конь, я думаю, означает плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Мерило есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарь, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три, меры ячменя суть те, кто по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние и омыли слезами оскверненный образ. Слова не вреди вина и елея указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбойники и тем допуская смерть к похищению тех, кои имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого и великого Бога. Итак, чтобы иметь в страстях своих человеколюбивого Врача Бога, постараемся быть такими врачами для наших согрешивших братий, принося им вино утешения с елеем сострадания, чтобы не добить хромого, но лучше, по апостолу, уврачевать. И тогда, как сотрудники Божии, мы унаследуем вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Дионисий Ареопагит

Святитель Дионисий Ареопагит

----картинка линии разделения----

Отпадение от Истинной Любви

Хотя не только нами, но и самими Речениями [т.е. Св. Писанием] Истинная Любовь воспевается подобающим Божественному образом, большинство, не вмещая именования Бога Любовью, соскользнуло к сообразному им сами частичному, имеющему в виду тело, раздельному пониманию любви, являющейся на деле не любовью, но ее образом, или скорее - отпадением от Истинной Любви. Ибо большинство не может вместить объединяющей силы Божественной единой Любви. Почему многим и кажется совершенно неприменимым имя, прилагаемое к Божественной премудрости для того, чтобы возвести их и устремить к познанию Истинной Любви и таким образом прекратить возмущение им.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Старайся не отпадать от любви

Не будем самолюбивы, ибо от самолюбия, как ветви какие, отрождаются все страсти. Истребляется же самолюбие любовью, которая всех влечет к единомыслью, и связывает воедино. Любовь – великое и драгоценное приобретение. Посему старайся не отпадать от любви.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

 Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

Клеветник не отпадает ли от любви Христовой

Ежели оклеветающий брата, и осуждающий брата оклеветает закон, и осуждает закон (Иак. 4:11), закон же Христов есть любы (Иоан. 13:34), то клеветник, не отпадает ли от любви Христовой, и не делается ли сам для себя виновником муки вечной? Не предавай слуха твоего языку клеветника, ниже языка твоего слуху любящего злоречия, с удовольствием говоря, или слушая речи против ближнего: да не отпадешь от любви Божественной, и окажешься чуждым вечной жизни.

Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мiра сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клеветы, дабы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников.

Любящий Бога, не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились. Почему когда видит их обращение и исправление, радуется радостию безмерною и неизреченною.

Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за какое-либо падение, совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку

Блажен человек, который всякого равно любить может.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 a36

Преподобный Иоанн Кронштадский  

ht

Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих и о врагах своего спасения

Иной как будто молится Господу, а сам работает диаволу, гнездящемуся в сердце, потому что молится устами только, а сердце его холодно, не чувствует и не желает того, чего уста просят и что говорят, и далече отстоит (Ис.29:13) от Господа. Также есть много причастников, которые причащаются тела и крови Христовой не искренно, не с великою любовью, а только устами и чревом, с маловерием, холодностью, с сердцем пристрастным к пище и питью, к деньгам или склонным к гордости, злобе, зависти, лености, и сердцем далече отстоят от Того, Кто весь есть любовь, святыня, совершенство, премудрость и доброта неизреченная. Таковым нужно глубже входить в себя, глубже каяться и глубокомысленнее размышлять о том, что есть молитва и что причащение. Хладность сердца к Богу, к молитве – от диавола, он есть хлад тартара, а мы, как чада Божии, возлюбим Господа горячайшею любовью. Даруй, Господи, ибо без Тебя не можем творити ничесоже (Ин.15:5). Ведь Ты – все для нас, а мы – ничто. Ты из небытия в бытие привел нас и всем снабдил.

Бывает вместе со скорбью и теснотою новое искушение: окаменение, одеревенение, нечувствительность сердца ко всему истинному, доброму и святому; весь бываешь как камень, как колода, без веры, без способности молиться, без надежды на Божие милосердие, без любви. Как тяжело быть камнем или деревом, без веры и любви, будучи создан верить, чувствовать, надеяться, любить! И это надо терпеть и в терпении молиться, чтобы Господь отвалил камень нечувствия от дверей гроба сердца нашего, чтобы отнял от нас сердце каменное и дал нам сердце плотяное.

Но что же значит это окаменение или одеревенение человека?

Это показывает присутствие в нашем сердце – диавола, который, насильно заняв собою, при нашем маловерии, сердце наше, отталкивает от него всякую добрую мысль, не допуская ей ложиться на сердце, отревает всякую веру, всякое доброе чувство и делает человека тяжким для самого себя. Это подлинно бывает с людьми. Да ведают же они, что это значит.

Когда говорится внутреннему человеку: востани, спяй, и воскресни от мертвых (Еф.5:14), тогда разумеется действительный сон души, весьма похожий на обыкновенный телесный сон. Также, когда говорится: душе моя, возстани, что спиши, разумеется действительный сон души, а не говорится только иносказательно. Когда спит тело, оно расслабевает отовсюду и становится нечувствительным: так и душа, спящая греховным сном, расслабевает в силах и бывает нечувствительна ко всему, что касается веры, надежды и любви. Говори ей, например, что Сын Божий сошел для тебя на землю и стал человеком, чтобы спасти тебя от вечной смерти, толкуй ей о спасительном учении Его, о чудесах Его, о страданиях Его, о смерти крестной, о воскресении и вознесении на небо, о втором пришествии Его – она не вмещает этого, не чувствует благодеяний Божиих, спит, совершенно спит для веры, надежды и любви. Не страшится она Судии праведного, будущих мучений, червя неусыпающего, огня неугасающего. Спит – не слышит, не видит, не чувствует. Замечательно, что и сон телесный начинается от сердца, сердце засыпает прежде всего, потом и тело. У спящего очи закрыты и не видят, уши не слышат, и у души, спящей греховным сном, тоже, а душа всегда должна зреть сердечными очами, даже во время сна, по писанному: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн.5:2).

Что значит тяжкий сон лености и окамененное нечувствие сердца во время молитвы или при составлении проповеди, при преподавании Закона Божия? Значит оставление нас благодатью Божией, по премудрым и благим намерениям Божиим, для укрепления нашего сердца к свободным собственным духовным деланиям. Иногда благодать носит нас как детей или водит и поддерживает нас как бы за руку, тогда полдела нам делать дела добродетели, - а иногда оставляет нас одних нашей немощи, чтобы мы не ленились, а трудились и духом заслуживали дарование благодати: вот в это-то время мы должны, как свободные существа, добровольно показать свое исправление и свое усердие к Богу. Роптать на Бога, на лишение нас благодати, было бы безумие: ибо Господь когда хочет, тогда и берет благодать Свою от нас, падших и недостойных. Надо в это время научиться терпению и благословлять Господа:  Господь даде  благодать Свою, Господь и отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди имя Господне благословенно.

Как после недостойного причащения, так и после недостойной, холодной молитвы, бывает одинаково худо на душе. Это значит: Господь не входит в наше сердце, оскорбляемый нашим сердечным неверием и холодностью, и попускает в сердце нашем возгнездиться духам злым, дабы дать нам почувствовать разницу между Своим и их игом.

Отпадение от Бога

Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих и о врагах своего спасения, которые потому легко обкрадывают мысленный дом души нашей, его мысленное богатство.

С тех пор как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, неохотно смотрит на место прежнего жительства своего, любит больше мрак леса, т. е. здешнего мира, чем свет прежнего места, т. е. рая Божия. Трудно соединяется с Богом и по соединении часто отпадает от Него, трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему, не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара веры.

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки — хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для иноков и обязательно посещение службы.

Рекомендации отпавшим от Господа

Ты попал в плен диавольский по невниманию, по неблагодарности, гордости: старайся освободиться из этого плена с помощью всесильного Ратоборца, Господа Иисуса Христа, победившего общего нашего врага и супостата, на то тебе даны все Божественные силы. Смотри на пример борьбы апостолов, святителей, мучеников и всех святых и подражай им, а они всегда помогают призывающим их с верою.

Плотскою красотою и минутною сластью враг прельщает, а от Источника духовной и вечной красоты, от Бога, враг отвращает и ни во что Его считает и в смерть поревает. Вот безумие! А ты вожделевай вечной, духовной красоты – Бога, создавшего всякую красоту, от тленной же, разрушающейся и смердящей восходи к нетленной же, вечно благоухающей и дивно облагоухавшей тела святых, живых и по смерти. Боже, в каком плену находится человечество! В плену всевозможных грехов, ослепляющих ум и сердце человека.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 

Святитель Феофан Затворник 

---картинка линии разделения---

Отпадение от Бога и ропот на Него 

Все, что Господом учреждено, благодатно есть... И всякому все дается даром. Но иначе бывает в отношении к отпадающим от Господа... Тут неизбежен и собственный труд умилостивления Господа, и тем больший, чем чаще и грубее были отпадения. Искренность и сила сокрушения много сокращают сей труд умилостивления, но не исключают его. И совесть падавшего не смеет вдруг все себе присвоить... Тяготится и отчуждается. Вот тут в этом труде умилостивления многопомощны молитвы святых, и паче Матери Божией, и живых доброхотов молитвы много помочь могут. Когда в первый раз кто приходит к Господу приходящий приемлется сразу..., а кто по падениях, не сразу. И тому долго приходится томиться, пока умилостивит Господа... Это свидетельствуют опыты многократные. Принятие падших опять в милость после трудов отзывается в совести. В древней церкви падшие публично несли покаяние... Этим не нарушается право приступать ко Господу, а только устанавливается порядок помилования. По сему праву приступать ко Господу падший и ищет умилостивления. И сей приходящий не изгоняется вон, но держится еще в передней, или в сенях, по причине предшествовавшей неверности. Потому и надежду помилования он имеет, что Господь пришел взыскать погибшее... Но все же потрудись... ищи и толки в двери милосердия. Мы слепы и не видим сего.., а, не видевши, ропщем... и хульно о Боге думаем, будто Он не прав. А Он все устрояет наилучшим образом.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Дмитрий Ростовский

----картинка линии разделения----

От смирения Богу – присвоение, а от гордыни от Него отпадение

Образ смирения в себе показал тебе Господь, смирив Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. От смирения рождается послушание и повиновение, а от гордыни пререкание и непокорность. От смирения Богу – присвоение, а от гордыни - от Него отпадение. Не имеешь ты, человече, чем гордиться, ибо ничего не имеешь от себя -ничего не имеешь своего. Был ли ты прежде когда-нибудь в веке сем? Не был. Знаешь ли, когда мать твоя зачинала тебя во утробе своей? Или ты своею силою и по своим мыслям так рожден? Знаешь ли, как ты во времени так вырос и получил такой вид? Разумеешь ли, к какому концу ты придешь? Если всего этого не знаешь и не разумеешь, то зачем же напрасно гордишься тем, что не твое, а Божие?!

 

 

Будь смирен и благоразумен. Если что люди тебе приписывают, все то приписывай Богу. Ибо все от Него: Он все сотворил. Не дивись, что иные не разумеют и не знают, что есть Божие. Но ты, зная это, не будь безумен: относи туда, куда тебе прилично, туда приписывай, откуда все происходит. Все от Бога, Богу все и приписывай. Он всему начало, к Нему все и относи. Он все содержит, к Нему все и обращай. Лучшая всего мера смирения – почитать себя хуже всей твари – всякого создания. Ибо если будешь считать себя хуже всей твари, то не будешь признан худейшим всей твари. Поэтому признавай себя худшим всей твари, дабы Господь почел тебя лучшим всей твари.

 

---картинка линии разделения текста---

  

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ

Святитель Николай Сербский

---картинка линии разделения---

Отпадение израильтян от Бога, наказание Божие

Именно с точки зрения исполнения нравственного закона богодухновенные пророки описывают судьбу народа израильского от начала до конца. События сменяют друг друга, словно живые картины на полотне, и в каждой из них явственно проступает неумолимое действие нравственного закона. История этого народа, конечно же, не случайно и не бесцельно «вставлена» в священную Книгу Божию, как считают многие западные богословы и критики, но вполне разумно, по высшему Промыслу, чтобы на примере исторического пути одного народа показать действие нравственного закона, установленного Богом, и преподать урок всем другим народам.

Вот пример. Кража. Восьмая заповедь гласит: не кради. Когда Иисус Навин завоевал землю Ханаанскую и один из его воинов украл некие вещи, из-за этой кражи вся армия Навина потерпела поражение. Вот как это было. Ахан, сын Хармия из колена Иудина, украл в завоеванном городе одежду, а также горсть серебра и слиток золота и всё это закопал в землю. Вскоре послал Навин три тысячи воинов захватить небольшой городок Гай. Хотя в городе было мало вооруженных защитников, им удалось отбить нападение израильтян, изгнать их, настичь и разбить наголову.

Не малые отряды разбили превосходящую численностью армию израильтян, но этот грех. Так Господь объяснил Навину, сказав: Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили (Нав. 7:11). По всем естественным законам и по военным расчетам трех тысяч израильских воинов было вполне достаточно, чтобы захватить город Гай. Но в связи с тем, что никаких естественных законов не существует, ясно, что нарушение именно нравственного закона, единственного существующего закона, и привело в результате к проигранной битве и гибели сильной армии.

Другой пример. Идолопоклонство. После смерти Иисуса Навина на смену старым пришли новые поколения, не вспоминавшие о милости Божией. Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам (то есть поклоняться ложным языческим божествам), оставили Господа Бога отцов своих (Суд. 2:11–12). Из-за этого Господь Бог предал их в руки врагов, окружавших их, которые стали притеснять и угнетать их.

И это случалось не один раз. В течение всего длительного периода власти Судей над израильтянами непрестанно и неизменно повторялись три главных события: отпадение израильтян от Бога, наказание Божие в виде рабства чужеземного и покаяние народа с взыванием к Богу об избавлении, и снова: отпадение, наказание и вопли раскаяния, и снова, и снова.

Человек поистине поражается Божию терпению и милости и удивляется лукавству и изменчивости души народа израильского. Стоило только Богу вызволить этот народ из беды и даровать ему свободу, как израильтяне тотчас начинали пятнать свободу отпадением от Бога истинного и поклонением идолам – Ваалу и Астарте, фантастическим божествам из окрестностей Тира и Сидона, в землях Моавитских и Филистимских. А за этим непременно следовало рабство. Но как только народ начинал страдать, он с воплями взывал к Богу истинному с мольбами о помощи. Стоило раскаявшимся израильтянам обратиться к Богу, как Бог избирал Своим орудием некоего человека и посредством его прогонял врагов и освобождал земли Своего народа. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их (Суд. 2:18).

Еще пример. Прелюбодеяние. Предпоследним судьей в Израиле был старец по имени Илий. Его нечестивые сыновья Офни и Финеес сотворили прелюбодеяние с женщинами, которые приходили в храм Ковчега Завета, чтобы помолиться и принести жертву. Своими развратными действиями эти греховодники отвращали избранный народ Божий от святого храма. И тогда появился прозорливый отрок Самуил, изобличивший грешных сыновей перед их отцом и пророчески сказавший: Вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день (1Цар. 2:34). И вскоре так и случилось. Кроме того, Илию было предсказано, что он со всеми его потомками будет посрамлен Господом. Не будет старца в доме твоем... но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах (1Цар. 2:31,33).

Затем Господь открыл через отрока Самуила, последующего судию, Свое намерение наказать сынов Илии, да и самого Илию, знавшего о неподобающем поведении сынов своих, но не воспрепятствовавшего им. Вскоре свершилась кара по слову Господню: филистимляне напали на Израиль, захватили Ковчег Завета, Офни и Финеес погибли. Услышав скорбную весть, что оба сына умерли и Ковчег Божий захвачен врагами, старец Илий упал, сломал себе хребет и умер (1Цар. 4:18).

Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов

Не убивай. Не прелюбодействуй. Царь Давид нарушил эти две заповеди Господни, шестую и седьмую, и вследствие этого в его доме разыгрались ужасные события. Сначала у него умер один ребенок, и напрасно умолял он оскорбленного им Бога сохранить ему жизнь. Один из его сынов обесчестил сестру свою, дочь Давида. Второй его сын убил брата своего. Затем Авессалом, его самый любимый сын, восстал против отца своего, и была война между отцом и сыном до тех пор, пока сын не погиб. Многие из первых лиц предали Давида. Много бед претерпел Давид и пролил реки слез раскаяния, пока Господь не простил грехи и не даровал ему снова милость Свою и вернул славу. Господь вознаграждает за скромность. Наследник Давида, царь Соломон просил у Господа Бога только мудрости, чтобы мудро управлять народом своим. Господь явился ему во сне и сказал, что дарует ему не только то, что он просил, но гораздо больше. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои (3Цар. 3:13). И действительно так и было. Долго правил царь Соломон, живя в мире и изобилии. Был он и мудр, и богат, и славен делами своими в отличие от всех других правителей того времени.

Грех идолопоклонства, то есть нарушение второй заповеди Декалогия, Бог не мог простить даже Своему любимцу царю Соломону. Под старость люто согрешил Соломон Господу Богу, пойдя на поводу у своих жен-язычниц: поставил по их желанию на вершинах гор капища идолам Хамосу и Молоху, Астарте и Милхому, и его жены стали кадить пред своими богами ладаном и приносить этой мерзости жертвы. Из-за этого пришло наказание Господне, причем удивительное наказание, осуществившееся на сыне Соломона Ровоаме. Царство Соломоново разделилось, но не поровну. За Ровоамом осталось всего два племени, а остальные племена израильские подпали под власть Иеровоама, бывшего слуги царя Соломона. Разделенный таким образом на два царства народ на протяжении тысячелетия находился в состоянии междоусобных войн, люди ненавидели и презирали друг друга, пока не пропали оба этих царства.

Кара за убийство – самоубийство. Некий Замврий, слуга израильского царя Илы, восстал против господина своего, убил его в царских покоях и провозгласил себя царем. Однако недовольный народ назвал царем своим военачальника Амврия. Узнав об этом, Замврий вошел... и запалил за собою царский дом огнем и погиб за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними (3Цар. 16:18–19).

Кара за отпадение от Бога – засуха и голод. Царь Ахав и супруга его Иезавель отпали от истинного Бога и стали немилосердно преследовать верующих в единого Господа. Пророк Илия предрек, что в Самарии не будет дождя три с половиной года. От засухи и голода пострадало много народа, пало множество домашнего скота. И все эти беды случились по причине страшного греха царя Ахава. Таким образом, исполнилась угроза Господа: И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобой железом (Втор. 28:23).

Кара за обращение за излечением к диаволу – смерть. Случилось так, что царь Охозия упал с верхней террасы дворца и слег в постель. Болезнь не отступала, и тогда царь послал своих людей в Аккарон к Веельзевулу, чтобы спросить, поправится ли он. По пути встретил посланцев царя пророк Илия и гневно спросил: Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? (4Цар. 1:3). А царю Охозии пророк Илия предрек: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь (4Цар. 1:4). Так и было. Летописец записал: И умер он по слову Господню, которое изрек Илия (4Цар. 1:17).

Бог помогает праведнику. Царь Езекия делал угодное в очах Господних. Он разрушил все языческие капища и разбил статуи идолов в своих землях, поэтому в Библии сказано: И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно (4Цар. 18:7). Когда же могущественный царь ассирийский Сеннахирим с большим войском напал на Иерусалим, Господь сделал так, что всё его войско погибло за одну ночь, а царя Сеннахирима разрубили на куски его же сыновья. Затем праведный царь Езекия разболелся. Тогда он в слезной молитве стал просить Господа облегчить страдания, да еще молился пророку Исайе о предстательстве за него пред Богом. Господь услышал его молитву: царь Езекия выздоровел и правил в Иерусалиме еще пятнадцать лет.

Ненависть и зависть. Господь запретил иметь в сердце своем ненависть к брату своему. Не завидуй делающим беззаконие (Пс. 36:1). Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притч. 14:30). Царь Саул позавидовал, что Давид более популярен, чем он, и возненавидел его. Наказанием за зависть стало хроническое безумие Саула: напал на него злой дух, искушая убить Давида. Наши нынешние поклонники природы попытались бы объяснить сумасшествие Саула неким естественным законом. Напрасный труд! Никакими законами природы не могут они объяснить, отчего наступает безумие у людей. Но если бы они поняли, что безумие происходит вследствие греховного попирания нравственного закона Бога, тогда им стали бы понятнее слова: напал злой дух (1Цар. 18:10). Поняли бы они, почему во Франции в старину душевнобольных называли «одержимые дьяволом».

Спиритизм. Господь Бог запретил обращаться к колдунам и гадалкам, к лицам, имеющим дело со злыми духами или вопрошающим мертвых. Того, кто сделает это, Господь покарает, говоря: истреблю его из народа (Иез. 14:8). Эту заповедь Господню нарушил царь Саул и поплатился за то головой. Несмотря на то, что в начале своего правления он истребил всех гадальщиков, колдунов и спиритов всех мастей на своей земле, впоследствии, когда царь сам отступил от Бога, он отправился к одной кудеснице и потребовал вызвать некоего духа, чтобы узнать о своем будущем. Саулу явился дух пророка Самуила и в гневе предрек ему, что он завтра погибнет. И в самом деле, царь Саул погиб на следующий день в битве с филистимлянами. Таким образом, царь Саул погиб не из-за слепого случая не оттого, что был неискусен в бою, не из-за превосходящих сил противника, но вследствие своего собственного греха. Его смерть так же объясняется не законом природы, но законом нравственным.

Множество грехов привело к гибели двух держав. На оба государства народа Иакова вследствие греха, поразившего, словно ржа, народ и дворы царские, пал меч Господень – и обе державы погибли. Ассирийский царь Салманассар напал на Самарию, пленил царя Израиля Осию и бросил его в темницу, захватил страну и установил там свою власть. Кроме того, он приказал выселить израильтян в Ассирию, а Самарию заселил ассирийцами. Впоследствии на Иерусалим напал вавилонский царь Навуходоносор, захватил и разорил город до основания вместе с храмом Соломона. Пленив Седекию, последнего царя иудеев, Навуходоносор приказал на его глазах ослепить его сыновей, а потом ослепить и его самого и в кандалах, как рабов, отвести в Вавилон. В вавилонское рабство был угнан также и весь народ, кроме бедняков, которым велено было обрабатывать землю.

Так погибли государство и свобода народа, которого Бог избавил от рабства египетского и вывел из Египта, которому открыл волю Свою и даровал заповеди Свои, погиб избранный народ Божий, чтобы никогда больше не вернуть своего былого могущества. Ибо презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились... и оставили все заповеди Господа Бога своего... И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего (4Цар. 17:15–16,18). Тысячелетнему терпению Господню пришел конец, а с ним пришел и конец тысячелетнему царству Израиля. И всё это произошло не по какому-то закону природы, но вследствие действия святого и неотвратимого закона Господа Бога.

 

      ----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com