ГНОМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

----картинка линии разделения----

 

У падшего человека существуют две составляющие воли - кроме природной воли у него появилась гномическая воля – воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.

Святитель Феофан Затворник  

 

----картинка линии разделения----

 

Гномическая, или «воля выбора» (от греч. «выбор, намерение») – свойство личности человека после грехопадения, состоящее в необходимости выбора, в т.ч. между добром и злом. Православная антропология различает в человеке две воли: волю природную (естественную, богоданную) как способность желать и действовать ради удовлетворения желания, и волю гномическую (личностную, избирательную, плотскую) как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать. Учение о двух волях – воле гномической и воле физической было разработано прп. Максимом Исповедником.

Протоиерей Иоанн Мейендорф: «Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической».

Бог не имеет воли гномической, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Бог всегда в совершенстве знает Свои цели, и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным Существом. На уровне гномической воли (свободного выбора) в человеке происходит выбор и колебание между добром и злом, от этого колебания был изначально свободен Христос: Его воля, будучи обоженной, никогда не склонялась и не могла склониться ко злу. Христос, будучи не просто человеком, но одновременно и Богом, будучи всеведущим, не имел нужды ни в исследовании, ни в суждении: Он по природе имел склонность к добру и отвращение к злу. 

"Гномическая воля - Азбука веры"

 

 

----картинка линии разделения----

 

 

Святитель Феофан Затворник

ht

Гномическая воля

Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и волю. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха и в человеке возникла воля выбора, гномическая воля.

Естественная воля, которая к благу стремится всегда,  помрачилась и часто принимает за добро – зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Функцию выбора в падшем человеке исполняет гномическая воля.

О том, что произошло в результате грехопадения с волей человека, пишет преп. Максим Исповедник, который учит, что у падшего человека существуют две составляющие воли - кроме природной воли у него появилась гномическая воля – воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.    

 

 ----картинка линии разделения----

 

Инок Никодим

----картинка линии разделения----

Причины появления гномической воли у человека?  

Гномическая воля - воля несовершенная, она появилась после грехопадения человека по отшествии от него благодати Святого Духа. Изначально при сотворении, человек имел связь со своим Творцом и даже общался с Ним, как мы разговариваем друг с другом. При этом с ним всегда была и никогда не отходила животворящая благодать Святого Духа, которая научала его всему, поддерживала жизнь души и во всем благодетельствовала, чтобы человек ни в чем не имел недостатка и жил вечно. Но, по преслушании Божия запрета не вкушать плодов от древа познания добра и зла, благодатный Дух отошел от человека и увидел он, что наг. Произошла внутренняя катастрофа разделения души (духа) и тела, и у человека появилась гномическая воля, воля выбора, которой он стал жить на земле, трудясь в юдоли изгнания в поте лица добывая пищу себе для пропитания.

 

  

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня, и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми, ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.  

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 

 

ГНОМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

  

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт.Гл.3). 

То, что прежде человеку доставляла Божия благодать даром (питание души), по отшествии ее, ему пришлось добывать самостоятельно. К тому же своя (гномическая) воля постоянно ввергает его в ошибки и заблуждения. Живя без Бога, Который Свет, ходит он теперь во тьме, спотыкается, часто падает, нанося себе язвы, как внутренние душе, так и внешние телу (болезни). По Пришествии же на землю Иисуса Христа, стало для человека возможным восстановить ранее утраченную связь с Богом чрез возвращение ему благодати Святого Духа после покаяния в грехах, отторжения жизни по страстям и похотям, и восстановления здравия жизнью по заповедям Христа и Евангелия. Благодать Духа вновь возвращается к человеку и окутывает его своей заботой и любовью, научает всему и препровождает в Царство Небесное, которое Бог уготовал всем смиренным и послушным чадам Своим.

 

----картинка линии разделения----