ПРОСВЕТЛЕНИЕ УМА

----картинка линии разделения----

 

Прос­ветлен­ный ум не нуж­да­ет­ся в раз­но­об­разных мо­лит­венных сло­вах: лишь од­ной две­ри мо­лит­венной дос­та­точ­но для не­го, что­бы пог­ру­зил­ся ра­зум в мо­лит­ву и рас­тво­рил­ся в Бо­ге... 

Преподобный Исаак Сирин 

  

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло, если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф.6:22,23)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Прос­ветлен­ный ум не нуж­да­ет­ся в раз­но­об­разных мо­лит­венных сло­вах

Ты дол­жен знать так­же о том, брат мой, что прос­ветлен­ный ум не нуж­да­ет­ся в раз­но­об­разных мо­лит­венных сло­вах: лишь од­ной две­ри мо­лит­венной дос­та­точ­но для не­го, что­бы пог­ру­зил­ся ра­зум в мо­лит­ву и рас­тво­рил­ся в Бо­ге. Ибо раз­но­об­ра­зие мо­литв весь­ма по­мога­ет ра­зуму, из­можден­но­му рас­се­ян­ностью: бла­года­ря им и под дей­стви­ем их си­лы ра­зум сок­ру­ша­ет­ся и при­об­ре­та­ет сла­дос­тную мо­лит­ву с про­дол­жи­тель­ны­ми ко­леноп­рекло­нени­ями, хо­датай­ством за тварь и мо­лени­ями мно­гос­тра­даль­ны­ми, ис­торга­емы­ми из­нутри. И так с каж­дым сло­вом, ко­торое встре­ча­ет он в этих мо­лит­вах, он бы­ва­ет как бы че­лове­ком, про­будив­шимся от сна: слу­ча­ет­ся ему все вре­мя встре­чать в них вос­хи­титель­ные проз­ре­ния, по­тому что эти са­мые сло­ва рож­да­ют­ся по да­ру бла­года­ти и зак­лю­чена в них сок­ро­вен­ная си­ла. И все вре­мя по­луча­ет он по­мощь, раз­мышляя о них и чи­тая их.

Одиночество позволяет нам приобщаться Божественному Уму и в короткий срок приближает нас к просветленности ума.

 

 

Чистота ума - просветление Божественным... 

Чист умом не тот, кто не знает зла (ибо такой будет скотоподобным), не тот, кто по естеству находится в состоянии младенческом, не тот, кто принимает на себя вид чистоты. Но вот чистота ума - просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях. И не смеем сказать, чтобы приобрел сие кто без искушения помыслами, потому что иначе он был бы необлеченным телом. Ибо не отваживаемся говорить, чтобы наше естество до самой смерти не было боримо, и не терпело вреда. Искушением же помыслов называю не то, чтобы подчиняться им, но чтобы положить начало борьбе с ними.

Иное есть чистота ума, а иное - чистота сердца. Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень, а если корень свят, то и ветви святы, т.е. если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства. Если ум приложит старание к чтению Божественных Писаний или потрудится несколько в постах, в бдениях, в безмолвиях, то забудет прежний свой образ мыслей, и достигнет чистоты, как скоро удалится от скверного жития, однако же, не будет иметь постоянной чистоты, потому что как скоро он очищается, так же скоро и оскверняется. Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого. Если же достигло оно чистоты, то чистота его не сквернится чем-либо малым, не боится великих, явных браней, разумею брани страшные, потому что приобрело себе крепкий желудок, который может скоро переварить всякую пищу, несваримую в людях немощных. Ибо врачи говорят, что всякая мясная пища неудобоварима, но много силы сообщает телам здоровым, когда приемлет ее крепкий желудок. Так, всякая чистота, приобретенная скоро, в короткое время и с малым трудом, скоро теряется и оскверняется. Чистота же, достигнутая многими скорбями и приобретенная продолжительным временем, не страшится какого-либо не превышающего меру приражения в которой-либо из частей души, потому что укрепляет душу Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Здесь причина не просветление ума, но по требованию времени

Пророки же видят не одно будущее, но и в настоящем сокровенное, как говорит Павел: «Аще же пророчествуете, внидет же некий неверен или невежда, тайная сердца его явлена бывают» (1 Кор. 14:24,25), или как говорит Елиссей: «не ходило ли сердце мое с тобою, егда возвращашеся муж с колесницы своей во сретение тебе?» (4 Цар. 5:26). Но к пророчеству принадлежит также и предуведение посредством снов, как открыто было Иосифу в Египте (Мф. 2:19-20) и Даниилу в Вавилоне (Дан. 1:17).

Но почему и фараон и Навуходоносор имели такое предведение? Потому что, правя состоянием мирских дел, должны были предвидеть для возбуждения веры в других. А почему пророчествуют и Валаам, и Каиафа? Потому что и они имели людей, которые их слушались, один как архиерей, а другой как волхв (Нав. 13:22). Здесь причиной не чистота души, не просветление ума, который созерцает Бога и в Нем почерпает силу, но домостроительно сообщенное им слово, не по достоинству, а по требованию времени.

 

  ----картинка линии разделения----

 

Евфимий Зигабен

Евфимий Зигабен

----картинка линии разделения----

(Толковая псалтирь)

Дарование Святаго Духа просветляет ум

Умастил еси елеем главу мою

Под «елеем» здесь разумеется дар Святаго Духа, а под «главою», как содержащею ум, как содержимый, поелику дарование Святаго Духа просветляет ум. Или елеем называет помазание святым елеем, которым помазываются имеющие креститься. Еще елеем называет и святое миро, в котором большую часть составляет елей, а говоря о главе, он под сею частью разумеет целого человека.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Многоученая речь скорее затемняет, чем просветляет

Особенно молитесь, приступая к слову... и во время ведения речи... Ибо слово от сердца с Божиим благословением не может быть бесплодно. Многоученая речь скорее затемняет, чем просветляет.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Митрополит Иерофей (Влахос)

Митрополит Иерофей (Влахос) 

----картинка линии разделения----

Сущность монашеской жизни заключается в… просветлении ума…

Святой Григорий был истинным святогорцем. Он прожил большую часть своей жизни на Святой Горе, он был связан со святыми отцами, которые вели подвижническую жизнь вместе с ним, и поэтому он выразил опыт афонских подвижников, который на самом деле является опытом Православной Церкви.

Как мы видим из других творений святого Григория, на Афоне жили исихасты, которые сохраняли сущность монашеской и христианской жизни, которая заключается в очищении сердца, просветлении ума и причастии Божественной энергии. Именно с этих позиций мы должны оценивать значение святогорцев в сохранении православного учения о Божественной сущности и энергиях и о причастии Божественным энергиям. В богословском споре с Варлаамом святого Григория поддерживали афонские подвижники. В этом отношении Святая Гора сыграла важную роль.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com