ПОЛЬЗА СТРАСТЕЙ

----картинка линии разделения----

 

Всякая страсть, служащая к пользе, дарована от Бога. И страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему, таковы же и страсти душевные. 

Преподобный Исаак Сирин

 

 ----картинка линии разделения----

                        

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий

----картинка линии разделения----  

Немощи и искушения… ходатайствуют о помощи Божией и великой милости Его

Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного. Немощи и искушения смиренного человека, переносимые с благодарением, долготерпением и молитвой, ходатайствуют о помощи Божией и великой милости Его, «с вышних призирающего и убогия приемлющего».

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Страсти, служащие к пользе, дарованы от Бога

Всякая страсть, служащая к пользе, дарована от Бога. И страсти телесные вложены в тело на пользу и возрастание ему, таковы же и страсти душевные. Но когда тело, лишением свойственного ему, принуждено стать вне своего благосостояния и последовать душе, тогда оно изнемогает и терпит вред. Когда и душа, оставив принадлежащее ей, последует телу, тогда и она терпит вред, по слову божественного Апостола, который говорит: Плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся (Гал.5:17). Посему никто да не хулит Бога, будто бы Он в естество наше вложил страсти и грех. Бог в каждое из естеств вложил то, что служит к его возрастанию. Но когда одно естество входит в согласие с другим, тогда оно обретается не в том, что ему свое, но в противоположном тому. А если бы страсти были в душе естественно, то почему душа терпела бы от них вред? Собственно, принадлежащее естеству, не вредит ему.

Вопрос. Почему телесные страсти, возращающие и укрепляющие тело, вредят душе, если не принадлежат ей собственно? И почему добродетель утесняет тело, но возращает душу?

Ответ. Не примечаешь ли, как то, что вне естества, вредит ему? Ибо каждое естество исполняется веселия, приблизившись к тому, что ему принадлежит. Но ты желаешь знать, что есть собственного у каждого из сих естеств? Примечай: что вспомоществует естеству, то есть его собственное, а что вредит, то есть чуждое и отвне привзошедшее. Итак, поелику дознано, что страсти тела и души одни другим противоположны, то уже все, сколько-нибудь вспомоществующее телу и доставляющее ему отдохновение, есть его собственное. Но когда сдружилась с тем душа, не говорится, что это ей естественно, ибо что составляет собственность души, то - смерть для тела. Впрочем, в несобственном смысле, сказанное выше приписывается душе, и душа, по немощи тела, пока носит на себе оное, не может от сего освободиться, потому что естественно вступила в общение с скорбным для тела, по причине того единения, какое непостижимою Премудростию установлено между движением души и движением тела. Но хотя и в таком они взаимном общении, однако же, отличны и движение от движения, и воля от воли, а также и тело от духа. Впрочем, естество не переиначивается, напротив того, каждое из естеств, хотя и крайне уклоняется, в грех ли то или в добродетель, однако же, приводится в движение собственною своею волею. И когда душа возвысится над попечением о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих, и среди неба носится в непостижимом. Впрочем, и в этом состоянии не позволяет, чтобы тело не помнило своего собственного. И также, если тело оказывается во грехах, душевные помышления не престают источаться в уме.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

 Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

Хороши бывают страсти в руках ревнителей о добром житии

Хороши бывают страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем к стяжанию небесного, именно: когда вожделение соделываем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ; сластолюбие — живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх — предостерегательным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль — раскаянием, направленным на исправление настоящего зла, и, коротко сказать, когда страстями этими будем пользоваться к уничтожению или предотвращению настоящего или ожидаемого зла, равно как к стяжанию и сохранению добродетели и ведения, подобно тому как мудрые врачи уничтожают или предотвращают сущее уже в теле повреждение от яда или имеющее проявиться телом ядовитого зверька ехидны.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Страсти, пребывая в христианине, содействуют его духовному преуспеянию

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. «Зло, по премудрому устроению Божественного промысла, содействует благому намерением неблагим», — сказал это преподобный Макарий Великий.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Через искушения... познают свои грехи

Через искушения во смирение приходят и познают свои грехи.

Когда приходит к нам какое-нибудь искушение, мы тотчас должны стараться отразить его, т.е. с самого начала противиться греховной мысли и страстному влечению, ибо от долгой медлительности зло усиливается.

Вся прелесть дьявола заключается в том, чтобы отвлечь умы и сердца христиан от неба и небесного отечества, от святости и несказанных уготованных нам благ, - привязать, приковать к земле, к земным радостям и развлечениям, к земной любви, к тлену земному.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Анатолий Оптинский

Преподобный Анатолий Оптинский  

----картинка линии разделения----

Польза от искушений бывает тем, кто терпит их без ропота

Преосвященный Антоний Воронежский о худых мыслях, приходящих в душу, говорил, что должно не останавливаться на них, но освобождаться и заменять их добрыми размышлениями (о смерти, аде, рае, страшном суде, о жизни на земле Иисуса Христа и т.п.). Когда прийдет на ум порочная мысль, тотчас обращаться к молитве, - и тьма в уме исчезнет, и воссияет свет.

Польза от искушений бывает тем, кто терпит их без ропота, но с благодарностью и мужеством.

Как желуди кормят свиней, так и худые помыслы кормят худые страсти.

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

Не всем бывает душевная польза от искушения

Не всем бывает душевная польза от перенесения искушения, но только тем, кто терпит его безропотно, с благодарением Бога и мужеством. Как мы не приемлем великих искушений, то недостойны и к принятию великих дарований. Без искушений не привыкнете к терпению, мужеству, смирению.

Спеши восстановить в душе мысли, противоположные тем, на которых держится смущающий помысл.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com