ПРИЗНАКИ СМИРЕНИЯ

----картинка линии разделения----

 

Пос­то­ян­ные вы­гово­ры со сто­роны со­вес­ти есть приз­нак сми­рения. От­сутс­твие их в ка­ком бы то ни бы­ло дей­ствии есть приз­нак ожес­то­чения сер­дца... 

Преподобный Исаак Сирин 

 

 ----картинка линии разделения----

                        

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий

----картинка линии разделения----  

Смирение же состоит… чтобы человек считал себя грешником

Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом, чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что, чтобы не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове, чтобы отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел перед очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо  сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие притрудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтобы не была бесплодною жизнь твоя.

Если подвизаемся добрым подвигом, то должно нам крайне смиряться перед Господом, чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницею Своею и хранил, ибо, если вознесемся гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы погибнем.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Ка­ковы приз­на­ки сми­рения, ощу­ща­емые че­лове­ком в са­мом се­бе

Пос­то­ян­ные вы­гово­ры со сто­роны со­вес­ти есть приз­нак сми­рения. От­сутс­твие их в ка­ком бы то ни бы­ло дей­ствии есть приз­нак ожес­то­чения сер­дца: это ука­зание на то, что че­ловек при­вык оп­равды­вать се­бя, об­ви­няя вмес­то се­бя сво­его ближ­не­го, или - ху­же то­го - сам пре­муд­рый Про­мысл Бо­жий. Че­ловек не мо­жет вый­ти из гра­ниц сми­рения, ес­ли он сна­чала не уви­дит се­бя не­винов­ным, об­ви­нив вмес­то се­бя со­бытия и слу­чаи, ко­торые бы­ли про­мыс­ли­тель­но уго­това­ны для не­го Бо­гом. Ибо, ког­да стро­го сле­дуя го­лосу со­вес­ти, уви­дит он се­бя ви­нов­ным в про­ис­шедшем, тог­да уз­на­ет он, что сос­то­яние его есть глу­бокая сте­пень сми­рения. Это яв­но из то­го, что он ми­рен и спо­ко­ен в не­ожи­дан­ностях, ибо ос­та­ет­ся он не­воз­му­тимым. Вот тот по­кой сми­рения, ко­торый есть плод зре­лос­ти. Кто во­шел в это сос­то­яние, у то­го во вся­ком ис­ку­шении по­кой бу­дет боль­ше, чем сму­щение.

Вопрос. Из чего узнает человек, что достиг смирения?

Ответ. Из того, что находит для себя гнусным угождать миру своим общением с ним и словом, и в глазах его ненавистна слава мира сего.

Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением, как сказал я, соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели, оно может сокрушить крепость многих грехов. Итак, о нем (т.е. о приобретении смирения) надо скорбеть непрестанно мыслию со смирением и с печалью рассуждения. И если приобретем, оное соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание.

«Что такое смирение?» - и сказал: «Сугубое, добровольно принятое на себя омертвение для всего». И еще был спрошен: «Как может человек приобрести смирение?» - и сказал: «Непрестанным памятованием прегрешений, надеждою, приближающеюся к смерти, бедным одеянием, тем, чтобы во всякое время предпочитать последнее место и, во всяком случае, принимать охотно на себя дела самые последние и уничиженные, не быть непослушным, сохранять непрестанное молчание, не любить ходить в собрания, желать оставаться неизвестным и не идущим в счет (ставящим себя ни во что), не иметь никакого дела в полном своем распоряжении (разумеется своя воля, не подчиняющаяся воле другого, например, духовного отца), ненавидеть беседы со многими людьми, не любить прибытков и, сверх сего, возвышать свою мысль от всякого порицания и обвинения какого-либо человека и от соревнования, не быть таким человеком, которого руки были бы на всех и на которого были бы руки всех (Быт. 16:12), но одному в уединении заниматься своим делом и не брать на себя попечения о чем-либо в мире, кроме себя самого. Короче сказать: странническая жизнь (уклонение от мира), нищета и пребывание в уединении - вот от чего рождается смирение и очищается сердце».

Какой признак того, что приближается кто к Богу?

Истинное боговедение с богобоязненностию рождают смиренномудрый нрав, а смиренномудрие порождает нрав кроткий, кротость же и смирение, в нрав обратившиеся, приближают к Богу. Эти две добродетели слияны одна с другою и показывают человека богобоязненного, и по мере смирения и кротости, в какой имеет их богобоязненный человек, явно бывает, сколько близок он к Богу, как, напротив, гордость и гневливость показывают, как далек человек от Бога. Посему Господь наш Иисус Христос, всевышний Бог, смирил Себя даже до крестной смерти, чтоб от Него заимствовали смирение все и верующие в Него и крестящиеся, вкушающие Тело Его и пиющие Кровь Его, каковыми таинствами подается им бессмертие и жизнь вечная. Ибо таинственное общение с Господом нашим Иисус Христом, Богом Всевышним, приносит три действенных плода: жизнь, бессмертие и смиренномудрие.

Жизнь и бессмертие действуются чрез смирение, и опять, вследствие жизни и бессмертия действуется смирение. Смирение требуется и прежде жизни и бессмертия, и после, и есть, таким образом, и первое, и третье: первое, потому, что есть причина прочих двух, - то есть жизни и бессмертия, третье, как их объемлющее и удерживающее. Итак, который христианин не стяжал себе смирения Христова, так чтоб оно составляло естественное как бы его свойство, ничего уже не получит от Христа, и Христос ничтоже пользует ему. Таковый не знает ни Бога, ни себя самого, ибо если бы знал, что без Христа невозможно сделать ничего истинно доброго и спасительного, то, конечно, смирился бы и, как в царское одеяние, облекся бы в смирение Христово, посредством коего христиане делаются царями, царствуют и господствуют над страстями и демонами силою Его. По мере истинного и совершенного смирения бывает и мера спасения. Родитель же и отец смиренномудрия есть ум, просвещаемый благодатию Христовою и помощию сего божественного света ясно видящий немощь свою, как, напротив, отец высокомудрия и гордости есть ум, покрытый мраком неведения, от какового мрака о, когда бы избавиться и нам всем и, просветясь светом божественным, прийти в смиренномудрие, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом в бесконечные веки. Аминь.

Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира

Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей.

Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый — безмолвник.

Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах.

Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения.

Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют.

Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений.

Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.

Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей.

Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен, и немирный не смиренномудр.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Кротость и смирение, в нрав обратившиеся, приближают к Богу

Истинное боговедение с богобоязненностью рождают смиренномудрый нрав, а смиренномудрие порождает нрав кроткий, кротость же и смирение, в нрав обратившиеся, приближают к Богу. Эти две добродетели слияны одна с другой и показывают человека богобоязненного, и по мере смирения и кротости, в какой имеет их богобоязненный человек, явно бывает, сколько близок он к Богу, как, напротив, гордость и гневливость показывают, как далек человек от Бога.

 

 

Кто имеет смирение, тот все скорбное переносит с радостью, и сердце его нимало не уязвляется... Смирен и тот, кто хотя уязвляется немного... но не допускает себя до смущения и за это малое чувство уязвления сердца оскорблением, т. е. что опечалился немного, а не с радостью принял случившееся, осуждает себя и укоряет, и, вошедши в келью свою и себя самого рассуждая, сокрушается и плачет, и, припадая к Богу, исповедуется Ему как бы погубивший все труды свои.

Если бы мы имели смирение, то не презирали бы рабов Божиих.

 

  ----картинка линии разделения----

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек принимает на себя вины, каких в нем нет

Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя... но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Когда начнет в нас процветать священный грозд смирения, тогда мы, хотя и с трудом, возненавидим всякую славу и похвалу человеческую, отгоняя от себя раздражительность и гнев.

Кто с добродетелью смиренномудрия соединился браком, тот кроток, приветлив... милосерд, паче же всего тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен... бесстрастен.

В том, кто совокупляется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни вони непокорства, разве только где дело идет о вере.

Если помысл наш уже не хвалится природными дарованиями, то это знак начинающегося здравия.

Если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.

Глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких и нет в нем.

Птицы боятся и вида ястреба, а делатели смирения — и гласа прекословия.

Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже и в прошениях своих ко Господу.

Для смиренного тягость и жало — верить самому себе: как гордому трудно последовать словам и мнению других.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин 

----картинка линии разделения----

Признаки смиренномудрия когда… считает себя должником перед Богом

Смиренномудрие есть порождение ведения, а ведение — есть порождение искушений. Познавшему себя, дается ведение всего. И повинующийся Богу покоряет себе всякое мудрование плоти, а после сего повинуется ему все, когда смирение воцарится в членах его.

Смиренномудрый, когда бывает оскорблен, порицает и обвиняет себя самого, а не другого кого-либо, и потому терпит, ища освобождения от Бога, и, получив его, радуется и терпит с благодарением, и, приобретя в этом опытность, получает познание.

Признаки смиренномудрия суть сии: когда имеющий всякую добродетель, телесную и душевную, считает себя тем более должником перед Богом, как много получивший, по благодати, будучи недостойным того. И если случится с ним какое-либо искушение, от демонов или от людей, считает себя достойным таковых и других больших, чтобы, хотя немного освободиться от долга и получить облегчение от мучений, ожидающих его на суде. Если же не терпит искушений, то много скорбит и подвизается, ища, в чем бы понудить себя, и, когда найдет это, снова принимает как дар от Бога, и смиряется, не находя же, что мог бы воздать Благодетелю, всегда трудится и все более считает себя должником.

Кто смиренномудр, тот должен иметь всякую добродетель и более как должник (во всем этом) поистине веровать, что он ниже всей твари. Если же он не таков, то это самое удостоверяет, что он хуже всей твари, хотя бы и думал, что ведет жизнь равноангельную, ибо и действительный ангел, при стольких добродетелях и премудрости, не мог угодить Творцу без смирения. Что же сказать после этого мнящему о себе, что он ангел, без смирения, — причины всех благ, существующих и имеющих быть, от которого рождается рассуждение, просвещающее концы, а без него — все мрачно. Она есть свет и называется светом, и потому мы, прежде всякого слова и начинания, нуждаемся в этом свете, чтобы могли видеть и прочее и удивляться. Удивляемся и Богу, как в первый и господственный день Он прежде сотворил свет, чтобы последовавшие создания не оставались невидимыми, как бы не существующие.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Душа причины успеха в деле должна приписывать Господу

Кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом смирен.

Смиренномудрие, по определению Апостола, состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя самого (Флп. 2:3).

Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу, нимало не думая, чтобы она в чем-либо добром успевала собственною силою. Ибо таким расположением, обыкновенно, производится в нас смиренномудрие.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Признаки человека, имеющего истинное смирение

Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, следующие. Считать себя самым грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. Никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всегда всех хвалить и прославлять. Никого никогда не осуждать, не уничижать, ни на кого не клеветать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить. Когда же спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом. Ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить – ни о вере, ни о чем другом, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да», а если плохо, отвечать: «Сам знаешь». Быть в подчинении и гнушаться своей волей, как чем-то пагубным. Смотреть всегда в землю, иметь перед глазами свою смерть. Никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему. С радостью переносить обиды, уничижения и утраты. Ненавидеть покой и любить труд. Не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения, и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог является в нем, и делается он наследником Небесного Царства.

Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.

Признак смиренномудрия — обеими руками удовлетворять потребности брата

С большим тщанием надобно... смирять себя для очищения души и не допускать в нее того, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец, и Сын, и Святой Дух.

Высокоумие во всякое время домогается чести, а смиренномудрие в славе не превозносится, и в бесславии не беспокоится, потому что ожидает награды от Господа.

Признак смиренномудрия — обеими руками удовлетворять потребности брата так, как бы и сам ты принимал пособие.

Если двое новоначальных живут со старцем: кто из двоих больше перед Господом? — Тот, кто смиряет себя перед братом своим в страхе Божием.

Смиренный не унижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.

Смиренный всеми силами стремится к благоговению.

Смиренный почитает не только высших, но и низших себя.

Смиренный не установляет собственной своей воли, прекословя истине, но повинуется истине... Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.

Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив того, радуется с радующимися и плачет с плачущими.

Смирен же тот, кто делами проповедует добродетель.

Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело.

Смиренный не знает ни досады, ни лукавства, но с простотою и непорочностью служит Господу во святыне, в мире и в радости духовной. Смиренный не упивается вином, не предается чревоугодию, боясь заповеди Господней... Смиренный ненавидит самолюбие, почему не домогается первенства.

Плод страха Господня — смирение. Смирение же обнаруживается не в уничижении только перед старшими, но и в присвоении чести младшим.

Нет смиренномудрия, чтобы грешнику почитать себя грешником: ибо смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая в себе многое и великое, не воображать о себе ничего великого.

Вот смиренномудрие — быть высоким по заслугам и унижать себя в уме.

 

 ----картинка линии разделения----

 

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

Смиренномудр тот, кто скромно говорит о Боге, знает, что сказать, о чем помолчать

Разве не знаешь, что смирение не столько познается в мелочах (ибо тогда может оно быть только напоказ и иметь ложный вид добродетели), сколько испытывается в делах важных? По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение, кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении. Стыдно одежду и пищу выбрать не дорогую, а дешевую, доказывать смирение и сознание собственной немощи мозолями на коленях, потоками слез, также постничеством, бдением, возлежанием на голой земле, трудом и всякими знаками унижения, но касательно учения о Боге быть самовластным и самоуправным, ни в чем никому не уступать, поднимать бровь перед всяким законодателем, тогда как здесь смирение не только похвально, но и безопасно.

Иметь смиренномудрие значит не думать о себе и того, чего бы заслуживал.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Смиренномудрие -  то, что в сердце, от души, в совести, — что видеть может один Бог

Если же ты носишь в совести великое бремя грехов и при этом признаешь себя последним из всех, то ты будешь иметь великое дерзновение перед Богом, хотя еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.

Смиренномудрие бывает тогда, когда равный повинуется равному.

В том-то и состоит истинное смиренномудрие, чтобы смиряться во всем и называть себя меньшим.

Смиренномудрие разумею не то, что на словах и на языке, а то, что в сердце, от души, в совести, — что видеть может один Бог.

Есть много видов смирения, конечно, иногда приобретается смирение путем скорбей, и несчастий, и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов наших.

Смиренный же будет благодарить Бога не за блага только, но и за то, что считается противным, и что бы он ни терпел, он не будет думать, что потерпел незаслуженно. Так и мы, чем более преуспеем в добродетели, тем более станем смирять самих себя, потому что и это составляет великую добродетель.

Смиренный не уловляется никакою страстию, его не может возмутить ни гнев, ни любовь к славе, ни зависть, ни ревность. А что может быть выше души, чуждой этих страстей?

Ты смиренномудрствуешь, имея высокие заслуги? Смирение нисколько тебе не вредит: в очах Божиих ты остаешься таким, каков ты на самом деле. Если ты смиряешь себя, не ожидая удара судьбы, тогда и уничижение — откуда бы оно тебя ни постигло — не будет для тебя неожиданностью: ты выступишь на борьбу готовым.

Иные бывают смиренны со смиренными и надменны с надменными, это — не смиренномудрие. Другие бывают не таковы, но относительно каждого лица в разное время наблюдают и смирение, и важность, это преимущественно и есть смиренномудрие.

Смиренномудрый и при величии своем не думает о себе много, зная свое смирение, а ничтожный и при малости своей много о себе воображает.

Кто называет себя землею и пеплом, тот высок, потому что говорит это по смиренномудрию, а кто не почитает себя землею и пеплом, но превозносится и высокомудрствует, тот низок, потому что малое почитает великим.

Не обращайся с одним смиренно, а с другим дерзко, сохраняй смирение со всяким, друг ли он твой, или враг, знатный или ничтожный человек: в этом состоит смирение.

Смиренномудрие — когда кто делает это <служит другим> для угождения Богу и уничижается, чтобы  совершить что-либо великое и достойное похвалы.

Что ж такое смиренномудрие?

Смиренно думать о себе, а смиренно думает не тот, кто по необходимости уничижен, но кто сам себя уничижает.

Когда кто-нибудь, имея возможность думать о себе высоко, думает смиренно, то он смиренномудр. Если же кто, не имея такой возможности, думает смиренно, тот еще не смиренномудр.

Если необходимость заставляет смириться против воли, то это дело не ума и воли, а необходимости, смиренномудрие же потому так и называется, что оно есть усмирение мысли.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя

----картинка линии разделения----

Божественная помощь, надежда, кротость… суть признаки смиренномудрия

Божественная помощь, надежда, кротость, благая совесть, отвержение своей воли (и понуждение себя ко всему благому) суть признаки смиренномудрия.

Смирение не имеет даже языка, чтобы сказать о ком, что он нерадив или горд, не имеет очей, чтобы замечать чужие погрешности, не имеет ушей, чтобы слышать то, что не приносит пользы душе.

Смирение состоит в том, когда человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом.

Могущий сносить жесткое слово (человека) грубого и неразумного, ради Бога и ради мира помыслов, — сей наречется сыном мира.

Смирение есть — думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь перед Богом.

Оставление воли своей для ближнего с разумом есть смирение.

 

 ----картинка линии разделения----

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСИДОР ПИЛУСИОТСКИЙ

Преподобный Исидор Пелусиот

----картинка линии разделения----

Кто не сознает в себе ничего доброго, скромен в словах, снисходителен, лучше же сказать, признателен, тот... еще не смиренномудр. Кто смиренномудрствует после многих преспеяний, тот умеет вести себя в собственном смысле скромно.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Марк Подвижник

Преподобный Марк Подвижник 

----картинка линии разделения----

Смиренномудрие есть не осуждение совести, но признание благодати Божией и Его милосердия.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

 Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

Боящийся Господа имеет смиренномудрие всегдашним своим собеседником, и по его напоминаниям восходит к любви и благодарению Бога.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Блаженный Диадох Фотикийский

 Блаженный Диадох Фотикийский 

----картинка линии разделения----

Предел смиренномудрия — решительное забвение своих добрых дел.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

----картинка линии разделения----

Не презирать даяния ближнего есть дело смиренномудрия, и должно принимать оное даяние с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

----картинка линии разделения----

Смирение состоит в том, чтобы во всем отсекать свою волю

Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели. Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение, отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение.

Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы, но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием — вот что приводит к преуспеянию.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Преподобный Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит 

----картинка линии разделения----

В смирении — мудрость, разум, благоговение, воздержание, безмолвие, и всякое другое добро и есть, и видится, и славится.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Смириться — значит сознать свое падение, свою греховность

Одобрение миром смиреннословия уже служит осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне, а смиреннословие есть вынаружение смирения напоказ человекам.

Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости.

Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится.

Смириться — значит сознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства.

Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве: следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе.

Смирение есть Христов образ мыслей и тот сердечный залог, происходящий от этого образа мыслей, которыми умерщвляются в сердце и извергаются из него все страсти.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Простота есть неразлучная черта смирения

Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения.

Главная черта смирения — чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие.

Чувство благодарения за внутреннее добро, с помощью Божией, есть тоже проявление смирения как самоуничижение за свое худо.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

Признаки неложного смирения

Немощнейшие да внимают слову св. Лествичника, который говорит: «кто немощен телом, тот да шествует путем смирения и свойствами его, инаго бо не обрящет он средства ко спасению». Свойства же смирения, по слову того же святого, первое: «приятие бесчестия, которое душа приемлет и объемлет отверстыми объятиями, яко врачевство, утоляющее ее недуги и язвы великих грехов; второе: истребление в себе всякого гнева, и в утомлении оного смирение; третье: совершенное неверование своим исправлениям и желание всегда научаться (а не собственным водиться разумом)».

Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.

Сия добродетель [смирение] презренна и мала по названию, велика и предпочитаема по ее действию, и так сильна, что, по словам святых отцов: смиренный никогда не падает. Но оно имеет многие степени и не заключается в наружном только виде, но во внутреннем залоге, и мы не смеем сказать, что мы его уже стяжали. Когда есть смирение, то и любовь есть, они неразлучны, но когда мы боимся выговоров, страшимся поношений, не терпим оскорблений, то еще далече отстоим от сих добродетелей.

Если недостаточен еще во внимании и трезвении умном и плаче благом и очищении души от страстей, то да прибегает под покров блаженного и треблаженного смирения, покрывающего немощи наши и восполняющего наши недостаточества. Признаком же неложного в нас смирения, по слову аввы Дорофея, есть то, когда не гневаемся и не прогневляем ближнего, а по св. Лествичнику если не грешим добровольно и если в чувстве души сознаем, что всякий ближний превосходнее нас... «Ибо чуждуся (удивляюсь), говорит св. Лествичник, аще кто, испад из объятий святаго смирения, получит некий вечный дар».

О смирении замечает он же [св. Иоанн Лествичник] «многие называют себя грешными, а может быть, и в самом деле так о себе думают, но сердце искушается уничижением от других».

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com