СВЯТОЙ ПРОРОК САМУИЛ

----картинка линии разделения----

 

 Святой пророк Самуил

 

----картинка линии разделения----

 

Дни памяти: 2 сентября

ЖИТИЕ ПРОРОКА САМУИЛА, СУДИИ ИЗРАИЛЬСКОГО

До на­ча­ла ца­рей у из­ра­иль­тян, в то вре­мя, ко­гда на­ро­дом Бо­жи­им управ­ля­ли еще судьи, жил че­ло­век по име­ни Ел­ка­на. Он про­ис­хо­дил из пле­ме­ни Ле­ви­и­на и про­жи­вал в уде­ле Еф­ре­мо­вом, в го­ро­де, на­зы­ва­е­мом Ра­маф (Ра­ма) и рас­по­ло­жен­ном на го­ре, име­ну­е­мой Спе­ра. Впо­след­ствии это го­род на­зван был Ар­ма­фе­мом и Ари­ма­фе­ей, от­ку­да по­том был ро­дом Иосиф, пре­дав­ший по­гре­бе­нию пре­чи­стое те­ло Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Ел­ка­на имел двух жен. Имя од­ной бы­ло Ан­на, а дру­гой – Фен­на­на. У Фен­на­ны рож­да­лись де­ти, а Ан­на бы­ла неплод­на. Ел­ка­на, од­на­ко, лю­бил Ан­ну боль­ше Фен­на­ны, вслед­ствие че­го Фен­на­на нена­ви­де­ла Ан­ну и ча­сто оскорб­ля­ла ее. Сму­ща­е­мая сво­ею нена­вист­ни­цею, Ан­на скор­бе­ла о сво­ем бе­с­ча­дии и от скор­би пла­ка­ла. Ел­ка­на еже­год­но в ве­ли­кие празд­ни­ки хо­дил с обе­и­ми сво­и­ми же­на­ми в Си­лом (так на­зы­ва­лась го­ра и го­род) для при­не­се­ния жерт­вы и мо­лит­вы Гос­по­ду Бо­гу Са­ва­о­фу, ибо до по­стро­е­ния хра­ма в Иеру­са­ли­ме там на­хо­дил­ся храм и Ков­чег Бо­жий, и ту­да при­хо­ди­ли все пле­ме­на Из­ра­иле­вы на по­кло­не­ние Бо­гу. В то вре­мя свя­щен­ни­ком и вме­сте су­ди­ей из­ра­иль­ским был некто, име­нем Илий, у ко­то­ро­го бы­ло два сы­на, Оф­ни и Фине­ес.

Од­на­жды Ел­ка­на, при­шед­ши с же­на­ми сво­и­ми в Си­лом и при­нес­ши жерт­ву Бо­гу, дал из при­не­сен­но­го в жерт­ву часть Фен­нане и осо­бую часть каж­до­му из де­тей ее, Анне же – толь­ко од­ну часть, так как у нее де­тей не бы­ло. Тут Фен­на­на ста­ла на­сме­хать­ся над нею и упре­кать ее. Ан­на бы­ла очень огор­че­на и упре­ка­ми Фен­на­ны, и неплод­ством сво­им. Она пла­ка­ла, не вку­ша­ла пи­щи и от силь­ной скор­би, что Гос­подь за­клю­чил ее утро­бу, не дал ей де­тей и чрез то сде­лал ее для Фен­на­ны пред­ме­том по­но­ше­ния, при­шла в из­не­мо­же­ние. То­гда муж ее Ел­ка­на ска­зал ей:

– Ан­на, что с то­бою? Что ты пла­чешь, по­че­му не вку­ша­ешь пи­щи и за­чем столь силь­ною скор­бью ис­су­ша­ешь серд­це свое? не луч­ше ли я для те­бя де­ся­ти де­тей?

Но Ан­на не име­ла сил уте­шить­ся. По окон­ча­нии тра­пезы она вста­ла и по­шла в Си­лом, в храм Гос­по­день. Свя­щен­ник Илий си­дел в это вре­мя на сво­ем свя­щен­ни­че­ском ме­сте у по­ро­га две­рей хра­ма Гос­под­ня. Став пе­ред хра­мом, Ан­на по­кло­ни­лась Гос­по­ду и ста­ла пла­кать от скор­би серд­ца сво­е­го. Она на­ча­ла мо­лить­ся, го­во­ря втайне:

– Адо­наи Гос­по­ди Са­ва­оф! ес­ли Ты ми­ло­сти­во при­зришь на сми­ре­ние ра­бы Тво­ей и, вспом­нив обо мне, дашь ра­бе Тво­ей ди­тя муж­ско­го по­ла, то я при­не­су его Те­бе в дар, чтобы оно слу­жи­ло Те­бе во все дни жиз­ни сво­ей. Оно не бу­дет пить ви­на и ни­ка­ко­го опья­ня­ю­ще­го на­пит­ка, и брит­ва (как это в обы­чае у на­зо­ре­ев) не кос­нет­ся го­ло­вы его.

В то вре­мя, как Ан­на мо­ли­лась так пред Гос­по­дом и на­дол­го про­дол­жи­ла свою мо­лит­ву, свя­щен­ник Илий смот­рел на уста ее. Так как она го­во­ри­ла в серд­це сво­ем и уста ее толь­ко дви­га­лись, а го­ло­са ее не бы­ло слыш­но, то Илий счел ее пья­ною и ска­зал ей:

– До ка­ких пор в пья­ном ви­де ты бу­дешь оста­вать­ся здесь? Уда­лись от ме­ста Гос­под­ня и про­трез­вись.

– Нет, гос­по­дин, – от­ве­ча­ла ему Ан­на, – я не пья­на, но я – жен­щи­на, удру­чен­ная тяж­кою скор­бью. Я не пи­ла ви­на и ни­ка­ко­го дру­го­го опья­ня­ю­ще­го на­пит­ка, я из­ли­ла ду­шу мою пред Гос­по­дом. Не дай же ра­бы тво­ей до­че­рям Из­ра­иле­вым в на­смеш­ку, ибо от ве­ли­кой го­ре­сти и скор­би мо­ей я го­во­ри­ла до­се­ле.

То­гда Илий ска­зал ей на ее сло­ва:

– Иди с ми­ром. Бог Из­ра­илев да ис­пол­нит вся­кое про­ше­ние твое, ка­кое ты про­си­ла у Него.

– Я, ра­ба твоя, – ска­за­ла Ан­на, – на­шла ми­лость в очах тво­их.

По­сле се­го Ан­на воз­вра­ти­лась к му­жу сво­е­му, ела с ним и пи­ла, и ли­цо ее не бы­ло уже пе­чаль­но, как преж­де. На дру­гой день, встав­ши ра­но и по­кло­нив­шись Гос­по­ду, они воз­вра­ти­лись в дом свой. И при­з­рел Гос­подь на сми­ре­ние Ан­ны, услы­шал мо­лит­ву ее и раз­ре­шил ее непло­дие. Ан­на за­ча­ла и, ко­гда ис­пол­ни­лось вре­мя, ро­ди­ла сы­на и да­ла ему имя Са­му­ил, что зна­чит: ис­про­шен­ный у Бо­га.

Вско­ре при­бли­зил­ся празд­ник, в ко­то­рый муж Ан­ны по обы­чаю сво­е­му хо­дил со всем сво­им се­мей­ством к Гос­по­ду в Си­лом при­не­сти жерт­вы и мо­лит­вы свои Бо­гу и от­дать де­ся­ти­ну от пло­да зем­ли сво­ей. Ан­на ска­за­ла му­жу:

– Те­перь я не пой­ду с то­бою в Си­лом, но оста­нусь до­ма, по­ка не вскорм­лю мла­ден­ца, а ко­гда он бу­дет от­нят от гру­ди, то­гда пой­ду явить­ся ли­цу Гос­под­ню и ис­пол­ню обет, ко­то­рый да­ла Гос­по­ду: пусть оста­нет­ся сын мой на­все­гда для слу­же­ния Ему.

Муж от­ве­тил ей:

– Де­лай, что угод­но те­бе, и пусть ис­пол­нит Гос­подь сло­во твое, вы­шед­шее из уст тво­их.

Ан­на оста­ва­лась до­ма и не хо­ди­ла в Си­лом к Гос­по­ду три го­да, по­ка не от­ня­ла от гру­ди мла­ден­ца Са­му­и­ла, по­то­му что у ев­рей­ских ма­те­рей бы­ло в обы­чае кор­мить мла­ден­ца гру­дью три го­да.

По­сле то­го, как Са­му­ил был от­нят от гру­ди, Ан­на вме­сте с ним и с му­жем сво­им по­шла в Си­лом. Они по­ве­ли для жерт­вы трех тель­цов и по­нес­ли три ме­ры пше­нич­ной му­ки и мех ви­на, и во­шли в дом Гос­по­день в Си­ло­ме, и ди­тя с ни­ми. Ан­на при­нес­ла ди­тя в дар Гос­по­ду, как обе­ща­ла, и, от­да­вая его свя­щен­ни­ку Илии, го­во­ри­ла:

– Я – та са­мая жен­щи­на, ко­то­рую три го­да то­му на­зад ты ви­дел здесь мо­лив­ше­ю­ся Гос­по­ду о раз­ре­ше­нии неплод­ства. Гос­подь ис­пол­ни­ли про­ше­ние мое и дал мне это ди­тя, ко­то­ро­го я про­си­ла у Него. Те­перь я от­даю его Гос­по­ду, чтобы оно слу­жи­ло Ему во все дни жиз­ни сво­ей.

С та­ки­ми сло­ва­ми Ан­на от­да­ла в ру­ки свя­щен­ни­ка ди­тя свое и по­кло­ни­лась Гос­по­ду, а ее муж Ел­ка­на вру­чил ему для жерт­вы при­не­сен­ные да­ры (1Цар.1) Тут Ан­на ис­пол­ни­лась про­ро­че­ско­го ду­ха и вос­пе­ла, го­во­ря:

– Утвер­ди­лось серд­це мое в Гос­по­де и воз­нес­лась си­ла моя в Бо­ге мо­ем, – и про­чие сло­ва, ко­то­рые те­перь ча­сто по­ют­ся в церк­ви (1Цар.2:1-10).

Со­вер­шив свои бла­годар­ствен­ные жерт­вы и мо­лит­вы, Ел­ка­на и Ан­на воз­вра­ти­лись до­мой, а трех­лет­не­го от­ро­ка Са­му­и­ла оста­ви­ли Гос­по­ду у свя­щен­ни­ка Илии, так как не по­же­ла­ли уже взять к се­бе то­го, ко­го од­на­жды вру­чи­ли Бо­гу. И с то­го вре­ме­ни от­рок вос­пи­ты­вал­ся при хра­ме Бо­жи­ем, учил­ся гра­мо­те и слу­же­нию при свя­тыне Бо­жи­ей под на­блю­де­ни­ем Илии. Мать, ча­сто при­хо­дя в Си­лом с да­ра­ми для Бо­га, при­но­си­ла одеж­ды сво­е­му сы­ну и ра­до­ва­лась о нем, ви­дя его воз­рас­та­ю­щим и в свя­щен­ни­че­ской льня­ной одеж­де со­вер­ша­ю­щим слу­же­ние в хра­ме Гос­под­нем. Свя­щен­ник Илий лю­бил его, за­ме­чая его усер­дие в слу­же­нии и про­ви­дя в нем дан­ное Бо­гом да­ро­ва­ние. И бла­го­сло­вил Илий ро­ди­те­лей Са­му­и­ла и ска­зал Ел­кане:

– Да даст те­бе Гос­подь де­тей от ме­ня вме­сто Са­му­и­ла, ко­то­ро­го вы при­нес­ли в дар Гос­по­ду.

По­сле се­го Гос­подь сно­ва нис­по­слал ми­лость Анне, и она ста­ла рож­дать сы­но­вей и до­че­рей, а Са­му­ил в это вре­мя воз­рас­тал не толь­ко те­лом, но и ра­зу­мом и был в бла­го­во­ле­нии у Гос­по­да и у лю­дей.

Свя­щен­ник Илий был стар, а сы­но­вья его, Оф­ни и Фине­ес, бы­ли лю­ди по­роч­ные. Как и сы­но­вья без­за­кон­ни­ков, они не зна­ли Бо­га и не со­блю­да­ли свя­щен­ни­че­ско­го дол­га. Они при­чи­ня­ли оби­ды при­но­ся­щим жерт­вы, от­би­рая се­бе луч­шие ча­сти и до­пус­кая по­ру­га­ния над жен­щи­на­ми, при­хо­див­ши­ми для мо­лит­вы в храм Гос­по­день. И был от них со­блазн и оби­да все­му Из­ра­и­лю, по­то­му что они со­вер­ша­ли и мно­гие дру­гие неспра­вед­ли­во­сти. Об этом слы­шал отец их Илий и не на­ка­зы­вал их по­бо­я­ми и от­лу­че­ни­ем, он толь­ко сло­ва­ми уго­ва­ри­вал их пре­кра­тить дур­ные по­ступ­ки, но они его не слу­ша­ли. И раз­гне­вал­ся Гос­подь не толь­ко на по­роч­ных сы­но­вей, но и на от­ца их за то, что он не на­ка­зы­вал их над­ле­жа­щим об­ра­зом за их пре­ступ­ле­ния, хо­тя сам и был непо­ро­чен. И за­хо­тел Гос­подь по­гу­бить Илия и сы­но­вей его со всем до­мом их и по­слал спер­ва к Илию од­но­го неиз­вест­но­го про­ро­ка ска­зать ему:

– Я из­брал дом от­ца тво­е­го из всех до­мов из­ра­иль­ских для слу­же­ния Мне в хра­ме Мо­ем, но ты пре­не­брег че­стью, ко­то­рую Я дал те­бе, и ока­зал пред­по­чте­ние сы­но­вьям тво­им пре­до Мною, ибо по­пус­кал им со­вер­шать пре­до Мною без­за­ко­ния. По­се­му Я от­ни­му эту честь от до­ма тво­е­го, ибо толь­ко про­слав­ля­ю­щих Ме­ня Я про­слав­лю, а бес­сла­вя­щие Ме­ня бу­дут по­срам­ле­ны. Вот на­сту­па­ют дни, в ко­то­рые Я ис­треб­лю потом­ство твое и потом­ство до­ма от­ца тво­е­го. Зна­ме­ни­ем же на­сту­па­ю­ще­го на дом твой на­ка­за­ния бу­дет для те­бя то, что оба сы­на твои в один день вме­сте умрут от ме­ча. И вме­сто них Я по­став­лю свя­щен­ни­ка, вер­но­го Мне, ко­то­рый всё бу­дет со­вер­шать по серд­цу Мо­е­му (1Цар.2:10-36).

Та­кое про­ро­че­ство бы­ло Илию в то вре­мя, ко­гда Са­му­ил был еще ма­ло­лет­ним от­ро­ком, но и по­сле это­го про­ро­че­ства Илий не по­ста­рал­ся обуз­дать сы­но­вей сво­их дей­стви­тель­ным на­ка­за­ни­ем, но про­дол­жал вра­зум­лять их толь­ко сло­ва­ми, и раз­вра­щен­ные сы­но­вья не бо­я­лись сво­е­го от­ца. А Бог, всё боль­ше и боль­ше про­гнев­ля­е­мый, при­бли­жал на­ка­за­ние и вто­рич­но пред­ска­зал его Илию чрез Са­му­и­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Ко­гда Са­му­и­лу бы­ло уже две­на­дцать лет и он слу­жил Гос­по­ду при свя­щен­ни­ке Илии, слу­чи­лось, что Илий в од­ну ночь по­чи­вал на осо­бом сво­ем ме­сте в при­тво­ре, быв­шем при хра­ме Гос­под­нем, и гла­за его на­ча­ли смеж­ать­ся сном, а Са­му­ил спал в хра­ме Гос­под­нем, где на­хо­дил­ся Ков­чег Бо­жий, и све­тиль­ник еще го­рел. И воз­звал Гос­подь со сто­ро­ны внут­рен­ней за­ве­сы, го­во­ря:

– Са­му­ил, Са­му­ил!

Са­му­ил, тот­час же проснув­шись, от­ве­чал:

– Вот я!

И по­бе­жал к Илию и ска­зал:

– Вот я! ты звал ме­ня.

Но Илий ска­зал:

– Я не звал те­бя, сын мой! пой­ди на­зад и ло­жись.

Са­му­ил по­шел и лег. Но Гос­подь вто­рич­но воз­звал к нему:

– Са­му­ил, Са­му­ил!

Са­му­ил встал, по­бе­жал к Илию и во вто­рой раз ска­зал:

– Вот я! ты звал ме­ня.

Но свя­щен­ник ска­зал:

– Я не звал те­бя, сын мой! пой­ди на­зад, ло­жись.

Са­му­ил не знал еще в то вре­мя го­ло­са Гос­по­да, по­то­му что не бы­ло ему от­кро­ве­ния Бо­жия.

И воз­звал Гос­подь к Са­му­и­лу еще в тре­тий раз. Он, быст­ро встав, по­шел в тре­тий раз к Илию и ска­зал:

– Вот я! ты звал ме­ня.

То­гда по­нял Илий, что Гос­подь зо­вет от­ро­ка, и ска­зал:

– Пой­ди на­зад, сын мой, и ло­жись, и ко­гда зо­ву­щий еще по­зо­вет те­бя, ты ска­жи:

– Го­во­ри, Гос­по­ди, ибо слы­шит раб Твой.

 

И пришел Господь, говоря: – Самуил, Самуил!

 

Са­му­ил по­шел и лег на ме­сте сво­ем. И при­шел Гос­подь, став вбли­зи, и воз­звал, как в пер­вый, во вто­рой и в тре­тий раз, го­во­ря:

– Са­му­ил, Са­му­ил!

Са­му­ил, проснув­шись и быст­ро встав, ска­зал:

– Го­во­ри, Гос­по­ди, ибо слы­шит раб Твой.

Гос­подь ска­зал Са­му­и­лу:

– Вот Я сде­лаю де­ло во Из­ра­и­ле, о ко­то­ром кто услы­шит, у то­го за­зве­нит в обо­их ушах. В тот день Я ис­пол­ню над Или­ем всё то, что Я го­во­рил о до­ме его. Я нач­ну и окон­чу. Я объ­явил ему, что на­ка­жу дом его на­ве­ки за то пре­ступ­ле­ние, что он знал, как нече­сти­во по­сту­па­ют сы­но­вья его, и не обуз­ды­вал их.

Эти сло­ва Гос­под­ни Са­му­ил слу­шал с тре­пе­том и, ко­гда окон­чи­лось яв­ле­ние Гос­по­да, он опять уснул и спал до утра. Встав­ши утром, он от­во­рил две­ри хра­ма Гос­под­ня и бо­ял­ся от­крыть это ви­де­ние гос­по­ди­ну сво­е­му, свя­щен­ни­ку Илию. Но Илий по­звал Са­му­и­ла и ска­зал:

– Сын мой, Са­му­ил! что го­во­рил те­бе Гос­подь? Про­шу те­бя, не скрой от ме­ня.

И с клят­вою по­тре­бо­вал Илий от от­ро­ка Са­му­и­ла не скры­вать от него ни од­но­го из слов Бо­жи­их. То­гда Са­му­ил рас­ска­зал ему всё, что слы­шал. Свя­щен­ник Илий со сми­ре­ни­ем ска­зал:

– Как угод­но Гос­по­ду мо­е­му, пусть так и со­тво­рит.

Но Илий не имел уже сил обуз­дать и ис­пра­вить сы­но­вей сво­их, по­то­му что был уже очень стар, и сы­но­вья со­вер­шен­но не бо­я­лись его. А Са­му­ил день ото дня всё воз­рас­тал и укреп­лял­ся ду­хом, и бла­го­дать Бо­жия умно­жа­лась в нем. С ним был Гос­подь, и он го­во­рил сло­ва про­ро­че­ские, и ни од­но из его слов не оста­ва­лось не ис­пол­нив­шим­ся. И по­нял весь на­род из­ра­иль­ский, что Са­му­ил – про­рок Гос­по­день (1Цар.3).

По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни при­шло на­ка­за­ние Бо­жие на дом Илия, а вме­сте с тем и на весь из­ра­иль­ский на­род, по­то­му что про­гне­ви­ли Бо­га не толь­ко сы­но­вья Илия, но и из­ра­иль­тяне. Хо­тя и не все они, но мно­гие из них, при­об­рет­ши от языч­ни­ков на­вык к идо­ло­по­клон­ству, не остав­ля­ли его и, слу­жа ис­тин­но­му Бо­гу, в то же вре­мя при­но­си­ли и жерт­вы идо­лам и тем раз­гне­ва­ли Бо­га сво­е­го. Но дол­го­тер­пе­ли­вый Бог тер­пел гре­хи на­ро­да, по­ка не оскор­би­ли Его сы­но­вья Илия, ко­то­рые бы­ли свя­щен­ни­ка­ми и пра­ви­те­ля­ми на­ро­да из­ра­иль­ско­го. А ко­гда они сво­и­ми без­за­ко­ни­я­ми воз­бу­ди­ли Бо­га к гне­ву и на­ка­за­нию, то­гда пра­вед­ный Су­дия и Мздо­воз­да­я­тель, вспом­нив и гре­хи на­ро­да, на­ка­зал всех вме­сте, по­то­му что вме­сте с на­чаль­ству­ю­щи­ми Бог под­вер­га­ет на­ка­за­нию и под­чи­нен­ных. И не так ско­ро гре­хи на­ро­да воз­буж­да­ют раз­гне­ван­но­го Бо­га к на­ка­за­нию, как гре­хи тех, ко­го по­ста­вил Он на­чаль­ни­ка­ми и пра­ви­те­ля­ми на­ро­да.

Фили­стим­ляне по­шли вой­ною на из­ра­иль­тян, и из­ра­иль­тяне бы­ли по­беж­де­ны фили­стим­ля­на­ми, и из вой­ска из­ра­иль­ско­го па­ло уби­ты­ми че­ты­ре ты­ся­чи че­ло­век. И ска­за­ли друг дру­гу ста­рей­ши­ны из­ра­иль­ские:

– За что по­ра­зил нас се­го­дня Гос­подь пред ино­пле­мен­ни­ка­ми? Возь­мем из Си­ло­ма Ков­чег Гос­по­да Бо­га на­ше­го и при­не­сем в наш стан. Пусть он пре­бы­ва­ет сре­ди нас во вре­мя вой­ны на­шей с фили­стим­ля­на­ми и спа­сет нас от ру­ки вра­гов на­ших.

Ре­шив так, они по­сла­ли в Си­лом и взя­ли от­ту­да Ков­чег Бо­га, си­дя­ще­го на хе­ру­ви­мах, а при Ков­че­ге Бо­жи­ем бы­ли оба сы­на Илия, Оф­ни и Фине­ес. Ко­гда Ков­чег Гос­по­день при­был в стан, весь Из­ра­иль от ра­до­сти под­нял та­кой силь­ный крик, что сто­на­ла зем­ля. Фили­стим­ляне услы­ша­ли этот крик и ска­за­ли:

– От че­го та­кие гром­кие вос­кли­ца­ния в стане ев­рей­ском?

И узна­ли фили­стим­ляне, что Ков­чег Гос­по­день при­был в стан Из­ра­иль­ский. Они устра­ши­лись и ска­за­ли:

– Бог при­шел к ним в стан во­е­вать с на­ми. Го­ре нам! Кто из­ба­вит нас от ру­ки Его? Ибо Он по­ра­зил егип­тян вся­ки­ми каз­ня­ми. Но укре­пим­ся, му­жи фили­стим­ские, и бу­дем му­же­ствен­но сра­жать­ся с ев­ре­я­ми, чтобы нам не быть в по­ра­бо­ще­нии у них, как они у нас.

Обод­ряя друг дру­га та­ки­ми сло­ва­ми, фили­стим­ляне му­же­ствен­но ста­ли про­тив ев­ре­ев. Про­изо­шла вой­на и ве­ли­кая бит­ва с обе­их сто­рон, и фили­стим­ляне вме­сто то­го, чтобы быть по­беж­ден­ны­ми, по­бе­ди­ли ев­ре­ев. Так как Бог был раз­гне­ван, то не ока­за­ла по­мо­щи свя­ты­ня, ибо ку­да при­хо­дит на­ка­за­ние Бо­жие, там оно не ща­дит и са­мой свя­ты­ни. Фили­стим­ляне одо­ле­ли из­ра­иль­тян, уби­ли трид­цать ты­сяч во­и­нов их, взя­ли в плен Ков­чег Бо­жий и уби­ли быв­ших при нем обо­их сы­но­вей Илия. Та­ким об­ра­зом, по сло­ву Бо­жию, оба вме­сте па­ли они от ме­ча.

Так Бог на­ка­зы­ва­ет под­чи­нен­ных за гре­хи на­чаль­ни­ков и за по­роч­ные по­ступ­ки слу­жа­щих ал­та­рю по­пус­ка­ет нече­сти­вым рас­хи­щать свя­тые ал­та­ри и при­во­дить в за­пу­сте­ние хра­мы Свои. Сы­но­вья Илия, быв­шие вме­сто пре­ста­ре­ло­го от­ца сво­е­го свя­щен­ни­ка­ми, су­ди­я­ми и пра­ви­те­ля­ми все­го Из­ра­и­ля, глав­ным об­ра­зом про­гне­ва­ли Бо­га сво­и­ми без­за­ко­ни­я­ми, а меж­ду тем весь Из­ра­иль под­верг­ся за них на­ка­за­нию от Бо­га, и Ков­чег Гос­по­день пре­дан был в нече­сти­вые ру­ки ино­пле­мен­ни­ков.

Ко­гда вой­ско из­ра­иль­ское бы­ло та­ким об­ра­зом по­беж­де­но, один че­ло­век из пле­ме­ни Ве­ни­а­ми­но­ва, по име­ни Ие­ми­ней, убе­жав с ме­ста сра­же­ния, в разо­рван­ных одеж­дах и с пра­хом на го­ло­ве при­шел в Си­лом и объ­явил в го­ро­де о по­ра­же­нии из­ра­иль­ско­го вой­ска, и весь го­род вос­сте­нал гром­ким пла­чем. Илий си­дел в это вре­мя на се­да­ли­ще сво­ем у две­рей хра­ма Гос­под­ня, и серд­це его тре­пе­та­ло за ков­чег Бо­жий. Услы­шав зву­ки на­род­но­го воп­ля, он спро­сил быв­ших при нем:

– От­че­го та­кой шум?

То­гда тот че­ло­век, ко­то­рый при­бе­жал из ста­на, при­шел к Илию и ска­зал:

– Я при­бе­жал с по­ля сра­же­ния.

Илий спро­сил его:

– Что про­изо­шло там, сын мой?

– Из­ра­иль­тяне, – от­ве­тил он, – по­беж­де­ны фили­стим­ля­на­ми и бе­жа­ли от них; про­изо­шло ве­ли­кое по­ра­же­ние на­ро­да, оба сы­на твои уби­ты, и Ков­чег взят.

Илий, ко­гда услы­шал о взя­тии Ков­че­га Бо­жия, тот­час же упал с сво­е­го ме­ста на­вз­ничь, сло­мал се­бе хре­бет и умер, так как был стар и тя­жел, бу­дучи де­вя­но­сто вось­ми лет (1Цар.4).

Меж­ду тем фили­стим­ляне по­сле по­ра­же­ния из­ра­иль­ско­го вой­ска взя­ли Ков­чег Бо­жий и, тор­же­ствуя и тще­сла­вясь, что взя­ли в плен свя­ты­ню Из­ра­и­ля, при­нес­ли его в глав­ный го­род свой Азот, внес­ли в храм нечи­сто­го бо­га сво­е­го Да­го­на и по­ста­ви­ли его вме­сте со сво­им идо­лом. Но, во­шед­ши на дру­гой день утром в храм Да­го­на, они на­шли бо­га сво­е­го на зем­ле, ле­жа­щим ниц пред ков­че­гом Бо­жи­им. Они под­ня­ли его с зем­ли и по­ста­ви­ли на свое ме­сто. Но ко­гда на сле­ду­ю­щий день утром они сно­ва во­шли в храм, то на­шли Да­го­на не толь­ко ле­жа­щим пред Ков­че­гом Бо­жи­им, а и раз­би­тым: го­ло­ва его и обе ступ­ни ног ле­жа­ли от­се­чен­ные, каж­дая осо­бо, на по­ро­ге, а обе ла­до­ни рук его – при две­рях, оста­лось толь­ко ту­ло­ви­ще Да­го­на. Си­ла Бо­жия, быв­шая с Ков­че­гом, на­ка­за­ла так не од­но­го толь­ко фили­стим­ско­го бо­га, но и всех фили­стим­лян и зем­лю их. От ма­ло­го до боль­шо­го она по­ра­зи­ла их необык­но­вен­ною бо­лез­нью с гной­ны­ми на­ро­ста­ми в тай­ных ме­стах те­ла, и мно­гие уми­ра­ли, а кто оста­вал­ся в жи­вых, те стра­да­ли от страш­ных ран и так силь­но кри­ча­ли от невы­но­си­мой бо­ли, что их крик до­хо­дил до неба (1Цар.5). Кро­ме то­го, стра­на на­пол­ни­лась мы­ша­ми, ко­то­рые всё по­еда­ли, и зем­ля ста­ла смрад­ною от мно­же­ства мы­шей. Фили­стим­ляне по­ня­ли то­гда, что Бог из­ра­иль­ский на­ка­зы­ва­ет их за Свой Ков­чег, взя­тый ими в плен, и про­тив сво­е­го же­ла­ния от­пра­ви­ли его об­рат­но к из­ра­иль­тя­нам с зо­ло­ты­ми да­ра­ми, как о том по­дроб­но на­пи­са­но в Пер­вой Кни­ге Царств (1Цар.6). Мы же воз­вра­тим­ся к по­вест­во­ва­нию о свя­том про­ро­ке Са­му­и­ле.

По окон­ча­нии вы­ше­опи­сан­ной вой­ны и по­сле смер­ти свя­щен­ни­ка и су­дии из­ра­иль­ско­го Илии, из­ра­иль­тяне 20 лет бы­ли под игом фили­стим­ско­го раб­ства, на­хо­дясь во вла­сти сво­их вра­гов и пла­тя им дань. Но спу­стя 20 лет Бог при­з­рел на бед­ствие на­ро­да Сво­е­го, угне­та­е­мо­го фили­стим­ля­на­ми, и ко­гда, сжа­лив­шись над ним, по­же­лал из­ба­вить Из­ра­иль от вла­сти его вра­гов, то спер­ва воз­двиг сре­ди него про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния, вер­но­го ра­ба и свя­щен­ни­ка Сво­е­го, про­ро­ка Са­му­и­ла. Ибо не хо­тел Бог ина­че по­ми­ло­вать на­род Свой, как по­сле то­го, ко­гда он рас­ка­ет­ся. И свя­той Са­му­ил стал про­по­ве­до­вать всем пле­ме­нам из­ра­иль­ским, го­во­ря:

– Ес­ли вы всем серд­цем ва­шим об­ра­ща­е­тесь к Гос­по­ду, то уда­ли­те из сре­ды ва­шей ино­зем­ных бо­гов и дуб­ра­вы Астар­ты и устре­ми­те серд­ца ва­ши к Гос­по­ду и слу­жи­те Ему Од­но­му, и Он из­ба­вит вас от ру­ки фили­стим­лян.

На­род по­слу­шал слов Са­му­и­ла и по­ве­рил ему, так как знал его с дет­ства его, а так­же – и то, что его сло­ва про­ро­че­ские все­гда ис­пол­ня­лись. И уда­ли­ли сы­ны Из­ра­иле­вы ино­зем­ных бо­гов, Ва­а­ла и дуб­ра­вы Астар­ты, и ста­ли слу­жить од­но­му Гос­по­ду, а свя­той Са­му­ил, как про­рок и свя­щен­ник Бо­жий, был у них су­дьею и пра­ви­те­лем. И по­ве­лел свя­той Са­му­ил все­му Из­ра­и­лю со­брать­ся к нему в го­род Мас­си­фу на вы­со­кую го­ру, чтобы со­вер­шить там все­на­род­ную по­ка­ян­ную мо­лит­ву Бо­гу. Ко­гда же на­род из­ра­иль­ский со­брал­ся к про­ро­ку Бо­жию Са­му­и­лу и мо­лил­ся, по­стясь и ис­по­ве­дуя гре­хи свои и го­во­ря: "Со­гре­ши­ли мы пред Гос­по­дом", а свя­той Са­му­ил, как свя­щен­ник Бо­жий, при­но­сил Бо­гу жерт­ву о про­ще­нии гре­хов на­ро­да, то­гда фили­стим­ляне, услы­шав о со­бра­нии на­ро­да из­ра­иль­ско­го и по­ду­мав, что они го­то­вят­ся ид­ти про­тив них вой­ною, во­ору­жив­шись в боль­шом чис­ле, неожи­дан­но на­па­ли на из­ра­иль­тян, на­ме­ре­ва­ясь со­вер­шен­но ис­тре­бить их. Из­ра­иль­тяне, услы­шав, что вра­ги их при­бли­жа­ют­ся с це­лью на­пасть на них, силь­но ис­пу­га­лись и ска­за­ли про­ро­ку Бо­жию Са­му­и­лу:

– Не пе­ре­ста­вай взы­вать о нас Гос­по­ду Бо­гу на­ше­му, чтобы Он спас нас от ру­ки фили­стим­лян.

Но свя­той обод­рял их, чтобы они не стра­ши­лись, а толь­ко мо­ли­лись Бо­гу и на­де­я­лись на Него, и сам, при­но­ся жерт­ву, усерд­но мо­лил­ся о них. И услы­шал Гос­подь мо­лит­ву Са­му­и­ла. Не окон­чил он еще жерт­во­при­но­ше­ния, как по­до­шли фили­стим­ляне, чтобы во­е­вать с из­ра­иль­тя­на­ми, но Гос­подь воз­гре­мел в тот день силь­ным гро­мом над фили­стим­ля­на­ми и на­вел на них страш­ные гро­мо­вые уда­ры и мол­нию: они при­шли в ужас и бы­ли по­ра­же­ны пред Из­ра­и­лем. То­гда на­сту­пи­ли из­ра­иль­тяне из го­ро­да Мас­си­фы и по­гна­лись вслед за вра­га­ми сво­и­ми и, пре­сле­дуя по­ра­жа­ли их до ме­ста под Ве­ф­хо­ром и, по мо­лит­вам свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия Са­му­и­ла и вслед­ствие рас­ка­я­ния сво­е­го, при по­мо­щи Бо­жи­ей, со­вер­шен­но раз­би­ли сво­их ра­бов.

Так усми­рил Гос­подь фили­стим­лян пред на­ро­дом Сво­им, и не ста­ли они бо­лее хо­дить в пре­де­лы Из­ра­иле­вы во все дни Са­му­и­ла и, кро­ме то­го, те го­ро­да, ко­то­рые они от­ня­ли у из­ра­иль­тян, опять от­да­ли им на­зад. И был мир сре­ди на­ро­да Бо­жия во всё то вре­мя, ко­гда су­дьей и пра­ви­те­лем над ним был свя­той Са­му­ил, ко­то­рый до­стой­но пра­вил всем Из­ра­и­лем. Он хо­дил по го­ро­дам, ис­прав­лял всё, что тре­бо­ва­ло ис­прав­ле­ния, и со­вер­шал суд спра­вед­ли­во и бес­ко­рыст­но, так как ни от ко­го не при­ни­мал по­дар­ков, и су­дил, не об­ра­щая вни­ма­ния на ли­ца су­див­ших­ся. По­том он воз­вра­щал­ся в Ар­ма­фем (Ра­му), так как там был дом его, там он су­дил на­род и там по­стро­ил жерт­вен­ник Гос­по­ду (1Цар.7).

Пре­быв мно­го лет су­дьею Из­ра­и­ля, свя­той Са­му­ил со­ста­рил­ся и по­ста­вил вме­сто се­бя су­дья­ми на­ро­да двух сы­но­вей сво­их, Ио­и­ля и Авию. Но сы­но­вья его не за­хо­те­ли хо­дить пу­тя­ми его: они укло­ни­лись в ко­рысть и ста­ли брать по­дар­ки от при­хо­див­ших су­дить­ся к ним, су­ди­ли по да­рам и со­вер­ша­ли суд неспра­вед­ли­вый. По­се­му ста­рей­ши­ны из­ра­иль­ские, со­брав­шись, при­шли к свя­то­му Са­му­и­лу и ска­за­ли ему:

– Вот ты со­ста­рил­ся, а сы­но­вья твои не хо­дят пу­тя­ми тво­и­ми. Итак, по­ставь над на­ми ца­ря, чтобы он су­дил и управ­лял на­ми, как у дру­гих на­ро­дов.

Эти сло­ва ста­рей­шин не по­нра­ви­лись Са­му­и­лу, так как не про­си­ли они, чтобы он на­ка­зал сы­но­вей сво­их или от­нял у них власть су­дей, что с го­тов­но­стью он сде­лал бы, но чтобы по­ста­вил им ца­ря, а на­род на­ста­и­вал, го­во­ря:

– Дай нам ца­ря, чтобы он су­дил нас.

То­гда Са­му­ил по­мо­лил­ся Гос­по­ду, и Гос­подь ска­зал ему:

– По­слу­шай го­ло­са лю­дей сих и сде­лай им так, как они про­сят, ибо не те­бя они от­верг­ли, но Ме­ня, чтобы я не цар­ство­вал над ни­ми. Од­на­ко объ­яви им о пра­вах ца­ря, ко­то­рый бу­дет цар­ство­вать у них.

И ска­зал Са­му­ил на­ро­ду:

– Из­ра­иль­тяне! знай­те, как бу­дет власт­во­вать над ва­ми царь, ко­то­ро­го вы про­си­те. Он возь­мет сы­но­вей ва­ших и сде­ла­ет их сво­и­ми слу­га­ми: воз­ло­жит на них ору­жие, по­са­дит на ко­ней, по­ве­лит им бе­гать пред ко­лес­ни­ца­ми сво­и­ми и по­ста­вит их у се­бя ты­ся­че­на­чаль­ни­ка­ми и сот­ни­ка­ми. Кро­ме то­го, он об­ра­тит их на ра­бов сво­их: сде­ла­ет их па­ха­ря­ми по­лей сво­их, жне­ца­ми нив сво­их, со­би­ра­те­ля­ми ви­но­гра­да в ви­но­град­ни­ках сво­их и ис­пол­ни­те­ля­ми вся­ких по­треб­ных для него ра­бот. И до­че­рей ва­ших возь­мет, чтобы они со­став­ля­ли ма­сти, ва­ри­ли ку­ша­нья и пек­ли хле­бы. И по­ля ва­ши, и ви­но­град­ные и мас­лич­ные са­ды, и всё, что есть луч­ше­го у вас, он возь­мет и от­даст слу­гам сво­им, а ка­кие оста­нут­ся у вас по­се­вы, ви­но­град­ни­ки и ни­вы, на те на­ло­жит он де­ся­ти­ну, так что из то­го, что оста­нет­ся у вас, вы бу­де­те да­вать ему де­ся­тую часть. Рав­ным об­ра­зом, ра­бов и ра­бынь ва­ших и луч­ший скот ваш он от­бе­рет у вас для се­бя, и вы бу­де­те ра­ба­ми его. И в те дни вос­сте­на­е­те вы, обре­ме­нен­ные ца­рем ва­шим, но не бу­дет Гос­подь от­ве­чать вам, по­то­му что вы са­ми по­же­ла­ли се­бе ца­ря.

Ко­гда свя­той Са­му­ил го­во­рил это, на­род не хо­тел слу­шать слов его, но кри­чал ему, го­во­ря:

– Хо­тим мы ца­ря, чтобы быть и нам как про­чие на­ро­ды. Пусть су­дит нас царь наш и вы­хо­дит впе­ре­ди нас на вой­ну про­тив вра­гов на­ших.

По­сле это­го свя­той Са­му­ил по­ве­лел на­ро­ду разой­тись по до­мам, до­ко­ле Бог не ука­жет для него че­ло­ве­ка, до­стой­но­го быть ца­рем (1Цар.8).

В пле­ме­ни Ве­ни­а­ми­но­вом, в го­ро­де, на­зы­ва­е­мом Га­ваа (Ги­ве) был че­ло­век по име­ни Кис. У него был сын, по име­ни Са­ул, вы­со­кий ро­стом и кра­си­вый, и не бы­ло сре­ди из­ра­иль­тян вид­нее его. Про­па­ли у Ки­са осли­цы, и по­слал Кис сы­на сво­е­го Са­у­ла со слу­гою ис­кать их. Разыс­ки­вая ослиц, они про­шли по всем ме­стам и не на­шли. И вот по­до­шли они к го­ре, на­зы­ва­е­мой Си­фа, где на­хо­дил­ся го­род Ар­ма­фем (Ра­ма), ро­ди­на и ме­сто жи­тель­ства свя­то­го Са­му­и­ла. И ска­зал Са­ул слу­ге сво­е­му:

– Воз­вра­тим­ся до­мой к от­цу, ибо отец, я ду­маю, не столь­ко бес­по­ко­ит­ся об осли­цах, сколь­ко о нас.

Но слу­га ска­зал ему:

– Вот в этом го­ро­де есть че­ло­век Бо­жий, про­зор­ли­вый. Тем, кто при­хо­дит к нему, он пред­ска­зы­ва­ет бу­ду­щее. Пой­дем и мы к нему, мо­жет быть, и нам ска­жет он, где най­ти ослиц.

И по­шли они к че­ло­ве­ку Бо­жию, а Гос­подь еще до это­го от­крыл свя­то­му Са­му­и­лу всё о Сау­ле и по­ве­лел чтобы он по­ма­зал его на цар­ство. Свя­той Са­му­ил, уви­дев сы­на Ки­со­ва Са­у­ла, лас­ко­во встре­тил его и ве­лел ему не бес­по­ко­ить­ся об осли­цах, по­то­му что они уже на­шлись, и дал ему при­ют у се­бя на тот день и ночь. На дру­гой день утром, от­пус­кая от се­бя Са­у­ла, Са­му­ил, взяв со­суд с еле­ем, воз­лил елей на его го­ло­ву, по­це­ло­вал его и ска­зал:

– Вот, Гос­подь по­ма­зал те­бя в ца­ри над на­ро­дом Сво­им. Те­перь ты бу­дешь цар­ство­вать над на­ро­дом Гос­под­ним, и спа­сешь его от ру­ки окру­жа­ю­щих его вра­гов.

Это по­ма­за­ние со­вер­ше­но бы­ло тай­но, как про­ро­че­ство о бу­ду­щем цар­ство­ва­нии Са­у­ла. И ска­зал свя­той Са­му­ил по­ма­зан­но­му Са­у­лу всё, что долж­но бы­ло про­изой­ти на пу­ти его, ска­зав:

– Вот те­бе зна­ме­ние, что Гос­подь по­ма­зал те­бя в ца­ри. Ко­гда ты пой­дешь те­перь от ме­ня, то встре­тишь двух че­ло­век близ гро­ба Ра­хи­ли в пре­де­лах Ве­ни­а­ми­но­вых в Це­лу­а­хе, быст­ро иду­щих, они ска­жут те­бе: "На­шлись осли­цы, ко­то­рых ты хо­дил ис­кать, и вот отец твой за­был об осли­цах и очень бес­по­ко­ит­ся об вас". Ушед­ши от этих двух че­ло­век, ко­гда прий­дешь к дуб­ра­ве Фа­вор­ской, то встре­тишь там трех че­ло­век иду­щих к Бо­гу в Ве­филь с при­но­ше­ни­я­ми для жертв, – од­но­го, ве­ду­ще­го трех коз­лят, дру­го­го, несу­ще­го три меш­ка хле­бов, и тре­тье­го, несу­ще­го мех ви­на. Они бу­дут при­вет­ство­вать те­бя и да­дут те­бе два хле­ба. По­том ты взой­дешь на холм Бо­жий и встре­тишь сонм про­ро­ков. И най­дет на те­бя Дух Гос­по­день и бу­дешь с ни­ми про­ро­че­ство­вать. Ко­гда эти зна­ме­ния уви­дишь сбыв­ши­ми­ся со­глас­но с сло­ва­ми мо­и­ми, то знай, что с то­бою – Бог.

Ко­гда Са­ул ушел от свя­то­го Са­му­и­ла, то всё про­изо­шло на пу­ти так, как ска­зал ему про­рок.

По­сле се­го свя­той Са­му­ил по­ве­лел все­му на­ро­ду со­брать­ся к Гос­по­ду в го­род Мас­си­фу, сам при­шел ту­да и ска­зал из­ра­иль­тя­нам:

– Так го­во­рит Гос­подь Бог Из­ра­илев: Я вы­вел от­цов ва­ших из зем­ли Еги­пет­ской и из­ба­вил вас от ру­ки фа­ра­о­на и от всех ца­рей, угне­тав­ших вас, а вы те­перь от­верг­ли Бо­га ва­ше­го, Ко­то­рый спа­са­ет вас от вся­ких бед­ствий, и по­тре­бо­ва­ли ца­ря, чтобы он был по­став­лен над ва­ми. Итак, пусть бу­дет по же­ла­нию ва­ше­му.

Ска­зав­ши это, Са­му­ил по­ста­вил пред Гос­по­дом все пле­ме­на из­ра­иль­ские по ко­ле­нам их и стал бро­сать жре­бий, из ка­ко­го пле­ме­ни из­би­рать ца­ря; жре­бий пал на пле­мя Ве­ни­а­ми­но­во. По­том опять ста­ли бро­сать жре­бий на из­вест­ных в этом пле­ме­ни му­жей, и жре­бий пал на Са­у­ла, сы­на Ки­со­ва. На­ча­ли ис­кать сре­ди се­бя Са­у­ла и не на­хо­ди­ли, по­то­му что он скрыл­ся в од­ном до­ме, счи­тая се­бя недо­стой­ным та­кой вы­со­кой че­сти и из­бе­гая ее, но Гос­подь от­крыл его. То­гда неко­то­рые из на­ро­да вме­сте с Са­му­и­лом по­шли и взя­ли его от­ту­да, и по­ста­ви­ли сре­ди на­род­но­го со­бра­ния. Он ро­стом был вы­ше все­го на­ро­да. И ска­зал Са­му­ил все­му на­ро­ду:

– Ви­ди­те ли, ко­го из­брал Гос­подь. По­доб­но­го ему нет ни од­но­го сре­ди вас.

Весь на­род об­ра­до­вал­ся и вос­клик­нул:

– Да жи­вет царь!

И из­ло­жил Са­му­ил на­ро­ду за­ко­ны ка­са­тель­но ца­ря, на­пи­сал эти за­ко­ны в кни­гу и по­ло­жил пред Гос­по­дом. Од­на­ко то­гда не вполне утвер­ди­лась еще цар­ская власть Са­у­ла, так как бы­ли недо­воль­ные и несо­глас­ные. Са­му­ил от­пу­стил на­род, и каж­дый по­шел к се­бе до­мой. По­шел так­же в свой дом в го­род Га­ваа (Ги­ву) и Са­ул, и с ним по­шли храб­рые, серд­ца ко­то­рых Гос­подь рас­по­ло­жил к Са­у­лу, а про­тив­ни­ки его ска­за­ли:

– Раз­ве мо­жет сей из­ба­вить нас от ру­ки вра­гов на­ших?

И пре­зре­ли они его и не под­нес­ли ему да­ров, но Са­ул по­ка­зал вид, что не слы­шит пре­не­бре­жи­тель­ных слов их (1Цар.9-10).

Про­шло око­ло од­но­го ме­ся­ца по­сле это­го, и Ам­мо­нит­ский царь На­ас с гро­мад­ным вой­ском при­шел к го­ро­ду в уде­ле Ма­нас­си­и­ном, на­зы­ва­е­мо­му Иа­вис Га­ла­ад­ский, и оса­дил его со всех сто­рон. Оса­жден­ные жи­те­ли го­ро­да, ви­дя боль­шое вой­ско На­а­са, ска­за­ли ему:

– За­клю­чи с на­ми со­юз, и мы бу­дем слу­жить те­бе.

Но На­ас им от­ве­тил:

– Я за­клю­чу с ва­ми со­юз, но с тем, чтобы вы­ко­лоть у каж­до­го из вас пра­вый глаз и тем по­ло­жить бес­че­стие на все­го Из­ра­и­ля.

То­гда жи­те­ли го­ро­да по­сла­ли к Са­у­лу, про­ся его по­мочь им и осво­бо­дить их от оса­ды. Са­ул немед­лен­но же от­пра­вил по­слов во все об­ла­сти из­ра­иль­ские, быст­ро со­брал зна­чи­тель­ное вой­ско и, взяв с со­бою свя­то­го про­ро­ка Са­му­и­ла, вне­зап­но по­до­шел к На­а­су. Утром, очень ра­но он на­пал на него, раз­бил и рас­се­ял его вой­ско и убил его са­мо­го. То­гда из­ра­иль­тяне ска­за­ли про­ро­ку Са­му­и­лу:

– Кто го­во­рил, что Са­ул не цар­ство­вал над на­ми? Дай­те нам этих лю­дей, и мы умерт­вим их.

Но Са­ул ска­зал:

– Пусть в сей день ни один че­ло­век не умрет из-за ме­ня, по­то­му что се­го­дня Гос­подь со­вер­шил спа­се­ние во Из­ра­и­ле.

А свя­той Са­му­ил ска­зал:

– Пой­дем в Га­лгал и об­но­вим там цар­ство.

И по­шел весь на­род, и Са­му­ил при всем на­ро­де по­ма­зал там Са­у­ла на цар­ство пред Гос­по­дом в Га­лга­ле. И при­нес­ли там мир­ные жерт­вы пред Гос­по­дом и весь­ма ве­се­ли­лись там Са­ул и все из­ра­иль­тяне (1Цар.11).

В это вре­мя, ко­гда из­ра­иль­тяне ра­до­ва­лись о но­во­по­став­лен­ном ца­ре сво­ем, с ко­то­рым одер­жа­ли столь слав­ную по­бе­ду над ам­мо­ни­тя­на­ми, свя­той Са­му­ил ска­зал им:

– Вот, я по­слу­шал­ся го­ло­са ва­ше­го во всем, что вы го­во­ри­ли мне, и по­ста­вил над ва­ми ца­ря, и вот царь хо­дит те­перь пред ва­ми от юно­сти мо­ей и до се­го дня. Итак, ска­жи­те те­перь пред Бо­гом и пред по­ма­зан­ни­ком Его, ца­рем ва­шим, взял ли я у ко­го-ни­будь из вас во­ла или ос­ла или что-ли­бо дру­гое? При­чи­нил ли я ко­му оби­ду и при­тес­не­ние или взял из чьих-ни­будь рук пла­ту и ка­кой-ли­бо по­да­рок? Сви­де­тель­ствуй­те на ме­ня, и я воз­вра­щу вам.

На­род от­ве­чал ему:

– Ни­чем ты не оби­дел нас, и не при­тес­нял нас, не брал си­лою и не взи­мал от нас ни пла­ты, ни ка­ких-ли­бо по­дар­ков.

По­сле се­го Са­му­ил ска­зал:

– В этот день сви­де­тель – Гос­подь и по­ма­зан­ник Его, царь ваш, что вы не име­е­те за мною ни­ка­ко­го про­ступ­ка, из-за ко­то­ро­го мог­ли бы тре­бо­вать ца­ря, так как Сам Гос­подь был Ца­рем ва­шим и пра­вил ва­ми чрез раз­лич­ных су­дей, спа­сая вас от ру­ки вра­гов ва­ших. Знай­те же, что ве­ли­кий грех со­вер­ши­ли вы пред Гос­по­дом, по­то­му что про­си­ли се­бе ца­ря. Вот сей­час вы уви­ди­те зна­ме­ние (1Цар.12).

Ска­зав эти сло­ва, Са­му­ил стал мо­лить­ся Гос­по­ду. Сто­я­ло вре­мя жат­вы, и был яс­ный и су­хой день. Вдруг за­гре­мел силь­ный гром, за­свер­ка­ла страш­ная мол­ния, по­яви­лись ту­чи и по­тек про­лив­ной дождь. Весь на­род при­шел в боль­шой страх от Гос­по­да и Са­му­и­ла и ска­зал про­ро­ку:

– По­мо­лись Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му о ра­бах тво­их, чтобы не уме­реть нам, ибо ви­дим мы, что ко всем на­шим гре­хам мы при­ба­ви­ли еще грех, про­ся се­бе ца­ря.

И от­ве­тил свя­той Са­му­ил на­ро­ду:

– Не бой­тесь, Гос­подь не оста­вит на­ро­да Сво­е­го. Оста­вай­тесь при ва­шем ца­ре, но слу­жи­те Гос­по­ду всем серд­цем ва­шим и ис­пол­няй­те во­лю Его вы и царь ваш, а я не пе­ре­ста­ну мо­лить­ся о вас Гос­по­ду, толь­ко бой­тесь Его и ис­тин­но слу­жи­те Ему, пом­ня все чу­де­са и бла­го­де­я­ния, ко­то­рые Он со­вер­шил для вас. Ес­ли же ста­не­те де­лать зло, то по­гиб­не­те вме­сте с ца­рем ва­шим.

Ска­зав всё это на­ро­ду, свя­той Са­му­ил оста­вил власть су­дии и за­ни­мал­ся од­ним толь­ко свя­щен­ни­че­ским слу­же­ни­ем.

Цар­ствуя над Из­ра­и­лем, Са­ул с те­че­ни­ем вре­ме­ни стал раз­вра­щать­ся, про­гнев­ляя Бо­га, и осме­ли­вал­ся при­сва­и­вать се­бе пра­ва свя­щен­ни­че­ско­го зва­ния, – при­но­сить Бо­гу жерт­ву без свя­щен­ни­ка Бо­жия Са­му­и­ла. К то­му же он ока­зал­ся и непо­слуш­ным по­ве­ле­нию Бо­жию. Ибо уста­ми про­ро­ка Сво­е­го Са­му­и­ла по­ве­лел ему Гос­подь пой­ти и ис­тре­бить ама­ли­ки­тян за дав­нее их злое де­ло, – за то, что, ко­гда на­род из­ра­иль­ский шел по пу­стыне из Егип­та в зем­лю обе­то­ван­ную, они сде­ла­ли ему боль­шое пре­пят­ствие на пу­ти. По­ве­лел же Гос­подь, ска­зав так:

– Не да­вай по­ща­ды ни­ко­му из них, но пре­дай смер­ти всё, от му­жа до же­ны, от от­ро­ка до груд­но­го мла­ден­ца, от во­ла до овец и от вер­блю­да до ос­ла.

Царь Са­ул, со­брав из из­ра­иль­тян боль­шое вой­ско, по­шел в стра­ну ама­ли­ки­тян, раз­бил их вой­ска и, овла­дев их стра­ною, за­хва­тил жи­вым ца­ря их. Весь на­род ама­ли­кит­ский: ста­рых и ма­лых, муж­чин и жен­щин он ис­тре­бил ме­чом, а ца­ря их по­ща­дил. Кро­ме то­го, всё луч­шее из стад ама­ли­кит­ских он и во­и­ны его взя­ли се­бе, ис­тре­бив толь­ко худ­шее и ма­ло­зна­ча­щее. Они раз­гра­би­ли так­же для се­бя и всё луч­шее иму­ще­ство ама­ли­ки­тян, не ис­пол­няя по­ве­ле­ния Гос­под­ня, чтобы ни­че­му не да­вать по­ща­ды и ни­че­го не брать се­бе, но всё пре­да­вать уни­что­же­нию

И бы­ло та­кое сло­во Гос­по­да к Са­му­и­лу про­ро­ку:

– Жа­лею, что по­ста­вил Я Са­у­ла ца­рем, ибо он от­вра­тил­ся от Ме­ня, и сло­ва Мо­е­го не ис­пол­нил.

И опе­ча­лил­ся Са­му­ил о Сау­ле и взы­вал к Гос­по­ду всю ночь, мо­лясь о нем. Встав ра­но утром, Са­му­ил по­шел на­встре­чу из­ра­иль­тя­нам, воз­вра­щав­шим­ся с вой­ны, и встре­тил Са­у­ла в Га­лга­ле. Уви­дев свя­то­го Са­му­и­ла, Са­ул ска­зал ему:

– Бла­го­сло­вен ты у Гос­по­да, ибо я ис­пол­нил всё, что ска­зал мне чрез те­бя Гос­подь.

Но Са­му­ил ска­зал:

– А что это за бле­я­ние овец в ушах мо­их, и мы­ча­ние во­лов, ко­то­рое я слы­шу?

Са­ул от­ве­тил:

– Я при­вел их от ама­ли­ки­тян. Ка­кие ока­за­лись луч­ши­ми, тех на­род по­ща­дил и со­брал их, а ка­кие бы­ли ху­же, тех ис­тре­бил.

И ска­зал ему свя­той Са­му­ил:

– За­чем ты не по­слу­шал го­ло­са Гос­под­ня во всём, что Он го­во­рил те­бе, бро­сил­ся на до­бы­чу, и сде­лал зло пред оча­ми Гос­по­да?

То­гда Са­ул от­ве­тил Са­му­и­лу:

– Я по­слу­шал­ся го­ло­са Гос­под­ня и сде­лал так, как Он по­ве­лел мне. Я ис­тре­бил ама­ли­ки­тян, взял ца­ря их и при­вел жи­во­го, а на­род взял до­бы­чу из стад, – луч­ших овец и буй­во­лов, – для все­со­жже­ния и при­не­се­ния жерт­вы Гос­по­ду Бо­гу.

Свя­той Са­му­ил от­ве­чал Са­у­лу:

– Неуже­ли угод­ны Гос­по­ду все­со­жже­ния и жерт­вы ва­ши? Не луч­ше ли бы­ло ис­пол­нить по­ве­ле­ние Гос­подне? Ибо по­слу­ша­ние го­раз­до угод­нее Бо­гу всех жертв и ту­ка ов­нов. Непо­кор­ность по­ве­ле­нию Бо­жию есть та­кой же грех, как и вол­шеб­ство, и на­ру­ше­ние за­по­ве­ди Гос­под­ней есть то же, что и идо­ло­по­клон­ство. И так как ты от­верг сло­во Гос­по­да, то от­вергнет по­се­му и те­бя Гос­подь, и не бу­дет цар­ство­вать дом твой во Из­ра­и­ле.

Са­ул ска­зал:

– Со­гре­шил я, ибо пре­сту­пил по­ве­ле­ние Гос­по­да и сло­ва твои, но я убо­ял­ся на­ро­да, и по­слу­шал го­ло­са его. Но, про­шу те­бя, сни­зой­ди ко гре­ху мо­е­му и воз­вра­тись со мною к жерт­вам, чтобы мне по­кло­нить­ся Гос­по­ду Бо­гу на гла­зах тво­их.

Но свя­той Са­му­ил об­ра­тил­ся, чтобы уй­ти от него, а Са­ул схва­тил­ся за край одеж­ды его и разо­драл ее, увле­кая к се­бе че­ло­ве­ка Бо­жия. То­гда свя­той ска­зал ему:

– Ныне от­торг Гос­подь цар­ство Из­ра­иль­ское от те­бя, и от­дал его ближ­не­му тво­е­му, луч­ше­му те­бя.

Са­ул ска­зал Са­му­и­лу:

– Я со­гре­шил пред Гос­по­дом, но не уни­жай ме­ня те­перь пред ста­рей­ши­на­ми из­ра­иль­ски­ми и пред на­ро­дом мо­им, и во­ро­тись со мною, чтобы я по­кло­нил­ся Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му.

Са­му­ил воз­вра­тил­ся с Са­у­лом, и они по­кло­ни­лись Гос­по­ду. И ска­зал свя­той Са­му­ил:

– При­ве­ди­те ко мне сю­да Ага­га, ца­ря Ама­ли­кит­ско­го.

Агаг, дро­жа­щий, при­шел к нему и ска­зал:

– О, как горь­ка смерть!

Свя­той Са­му­ил ска­зал ему:

– Как меч твой ли­шал жен де­тей их, так мать твоя меж­ду же­на­ми пусть ли­ше­на бу­дет сы­на.

И раз­ру­бил Са­му­ил Ага­га пред Гос­по­дом в Га­лга­ле, не по­то­му, чтобы по­сту­пал му­чи­тель­ски, но чтобы ис­пол­нить по­ве­ле­ние Гос­подне. По­сле се­го Са­му­ил ушел в Ар­ма­фем (Ра­му), а Са­ул от­пра­вил­ся в дом свой в Га­ваю (Ги­ву). И не ви­дал­ся бо­лее свя­той Са­му­ил с ца­рем Са­у­лом до дня смер­ти сво­ей, но скор­бел о нем, со­жа­лея о его по­ги­бе­ли (1Цар.15).

По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни ска­зал Гос­подь Са­му­и­лу:

– До­ко­ле ты бу­дешь скор­беть о Сау­ле, ко­то­ро­го Я от­верг, чтобы он не был ца­рем над Из­ра­и­лем? На­пол­ни рог твой еле­ем и иди в Виф­ле­ем к Иес­сею, ибо меж­ду сы­но­вья­ми его Я на­шел до­стой­но­го быть ца­рем.

Са­му­ил от­ве­тил Гос­по­ду:

– Как я пой­ду? Са­ул услы­шит и убьет ме­ня.

То­гда Гос­подь ска­зал:

– Возь­ми из ста­да те­ли­цу и, при­ве­дя ее в Виф­ле­ем, ска­жи, что при­шел при­не­сти жерт­ву Гос­по­ду. И при­гла­си к жерт­ве Иес­сея и сы­но­вей его. Я ука­жу те­бе, что де­лать, и ты по­ма­жешь Мне то­го, о ко­то­ром Я ска­жу те­бе.

И сде­лал Са­му­ил так, как ска­зал ему Гос­подь, и при­шел в Виф­ле­ем. Его при­ше­стви­ем ста­рей­ши­ны го­ро­да при­ве­де­ны бы­ли в страх, вы­шли к нему на­встре­чу и ска­за­ли:

– О, про­зор­ли­вец! ми­рен ли при­ход твой?

Са­му­ил от­ве­тил:

– Ми­рен. Я при­шел при­не­сти жерт­ву Гос­по­ду. Освя­ти­тесь воз­дер­жа­ни­ем и мо­лит­вою и при­хо­ди­те ко мне, и я со­вер­шу жерт­во­при­но­ше­ние.

Со­вер­шив жерт­во­при­но­ше­ние, свя­той Са­му­ил при­шел в дом Иес­сея и по­ве­лел ему под­ве­сти к нему по од­но­му сы­но­вей сво­их. Иес­сей под­вел к про­ро­ку стар­ше­го сы­на сво­е­го, Елиа­ва. И спро­сил про­рок Гос­по­да, мо­лясь Ему про се­бя, не этот ли пред­на­зна­чен Им в ца­ри? Гос­подь ска­зал Са­му­и­лу:

– Не смот­ри на вид его и на вы­со­ту ро­ста его, по­то­му что Я от­ри­нул его. Ибо, не на ли­цо смот­ря, Я сужу. Че­ло­век смот­рит на ли­цо, а Бог смот­рит на серд­це.

То­гда при­звал Иес­сей Ами­на­да­ва и под­вел его к Са­му­и­лу. Про­рок ска­зал:

– И это­го не из­брал Гос­подь.

По­том при­вел Иес­сей Сам­му, и ска­зал Са­му­ил: "И се­го не из­брал Гос­подь".

Так под­во­дил Иес­сей к Са­му­и­лу се­ме­рых сы­но­вей сво­их. И ска­зал Са­му­ил Иес­сею:

– Это все уже сы­но­вья твои?

Иес­сей от­ве­тил:

– Есть еще один, млад­ший. Он па­сет овец в по­ле.

Са­му­ил ска­зал:

– По­шли и пусть при­ве­дут его, ибо мы не ся­дем обе­дать, по­ка он не при­дет сю­да.

Иес­сей по­слал, и при­ве­ли Да­ви­да. Он был бе­ло­кур, с кра­си­вы­ми гла­за­ми и при­ят­ным ли­цом. И ска­зал Гос­подь Са­му­и­лу:

– Встань и по­мажь его, ибо это – он.

Са­му­ил взял то­гда рог с еле­ем и по­ма­зал Да­ви­да сре­ди бра­тьев его. И по­чил Дух Гос­по­день на Да­ви­де с то­го дня и по­сле. По­сле се­го Са­му­ил встал и по­шел в Ар­ма­фем (Ра­му) в дом свой (1Цар.16:1-13).

Окон­чив дни жиз­ни сво­ей, Са­му­ил уже в ста­ро­сти опо­чил сном смер­ти. И со­бра­лись все из­ра­иль­тяне и пла­ка­ли по нем и по­хо­ро­ни­ли его в до­ме его в Ар­ма­фе­ме (Ра­ме) (1Цар.25:1).

Се­го свя­то­го про­ро­ка Са­му­и­ла Иисус, сын Си­ра­хов, пре­воз­но­сит, хва­лою го­во­ря:

– Воз­люб­лен­ный Гос­по­дом Сво­им про­рок Гос­по­день Са­му­ил учре­дил цар­ство и по­ма­зал ца­рей (Са­у­ла и Да­ви­да) над на­ро­дом сво­им. Он су­дил на­род по за­ко­ну Гос­под­ню и (по мо­лит­вам его) Гос­подь при­зи­рал на Иа­ко­ва. По ве­ре сво­ей он был до­знан ис­тин­ным про­ро­ком. Он воз­звал к все­мо­гу­ще­му Гос­по­ду, ко­гда ото­всю­ду тес­ни­ли его вра­ги, и Гос­подь воз­гре­мел с неба; в силь­ном шу­ме слыш­ным Он сде­лал го­лос Свой и ис­тре­бил во­ждей тир­ских и всех кня­зей фили­стим­ских. Еще преж­де вре­ме­ни кон­чи­ны сво­ей (Са­му­ил) сви­де­тель­ство­вал­ся пред Гос­по­дом и по­ма­зан­ни­ком Его, что из иму­ще­ства да­же до обу­ви ни от ко­го ни­че­го не взял, и ни один че­ло­век не уко­рил его. Он про­ро­че­ство­вал и по­сле смер­ти сво­ей и пред­ска­зал ца­рю (Са­у­лу) кон­чи­ну его, и в про­ро­че­стве воз­вы­сил из зем­ли го­лос свой, что без­за­кон­ный на­род ис­тре­бит­ся (Сир.46:16-23).

Вот что го­во­рит о Са­му­и­ле Си­рах. Мы же, греш­ные, на­де­ясь по мо­лит­вам се­го свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия по­лу­чить про­ще­ние гре­хов и спа­се­ние, бу­дем про­слав­лять От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Еди­но­го в Тро­и­це Бо­га, ныне все­гда и во ве­ки ве­ков. Аминь.

 

----картинка линии разделения----