ОСЕНЕНИЕ

 ----картинка линии разделения----

 

Осе­нение есть имя, ука­зыва­ющее на по­мощь и зас­тупни­чес­тво, а так­же на по­луче­ние не­бес­но­го да­ра. Есть два ви­да дей­ствия в осе­нении, ко­торое при­ходит к лю­дям от Бо­га: од­но - та­инс­твен­но,  и умс­твен­но, при­нима­емое пос­редс­твом бо­жес­твен­ной бла­года­ти, дру­гое - дей­ствен­но. 

Святой Исаак Сирин

 

 ----картинка линии разделения----

 

Пророк (Царь) Давид

Пророк (Царь) Давид

----картинка линии разделения----

Перьями Своими осенит тебя

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими  осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен, щит и ограждение — истина Его (Пс.90:1-4). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Моисей (Пророк)

Моисей (Пророк)

----картинка линии разделения----

И слава Господня осенила гору Синай

И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня  осенила гору Синай, и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака (Исход 24:15,16). 

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Апостол Лука

Апостол Лука

---картинка линии разделения---

И сила Всевышнего осенит Тебя

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:26-35). 

Явилось облако и осенило их

…Дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном, но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их, и устрашились, когда вошли в облако.  И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк.9:28-36). 

Осеняющая тень Петра

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса, и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян.5:12-15).

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

Святой Исаак Сирин

---картинка линии разделения---

 Об "осе­нении"

Осе­нение есть имя, ука­зыва­ющее на по­мощь и зас­тупни­чес­тво, а так­же на по­луче­ние не­бес­но­го да­ра, нап­ри­мер: Дух Свя­той сой­дет и си­ла Все­выш­не­го осе­нит Те­бя. Дру­гой вид осе­нения име­ет­ся в ви­ду в сло­вах Дес­ни­ца Твоя, Гос­по­ди, осе­нит ме­ня, что яв­ля­ет­ся прось­бой о по­мощи, так же, как Я осе­ню этот го­род и из­бавлю его. Итак, мы по­нима­ем, что есть два ви­да дей­ствия в осе­нении, ко­торое при­ходит к лю­дям от Бо­га: од­но - та­инс­твен­но и умс­твен­но, дру­гое - дей­ствен­но. Пер­вое есть ос­вя­щение, при­нима­емое пос­редс­твом бо­жес­твен­ной бла­года­ти, то есть, ког­да, по дей­ствию Ду­ха Свя­того, ос­вя­ща­ет­ся че­ловек те­лом и ду­шой, как бы­ло с Ели­саве­той, И­оан­ном Крес­ти­телем и бла­жен­ной Ма­ри­ей, бла­гос­ло­вен­ной меж­ду же­нами - хо­тя пос­леднее несрав­ни­мо с дру­гими ви­дами ос­вя­щения и вы­ше то­го, что да­ет­ся чи­ну твар­ных су­ществ.

Но об­ра­тим­ся к час­тично­му осе­нению, ко­торое слу­ча­ет­ся с про­чими свя­тыми, слов­но с чле­нами те­ла. Та­инс­твен­ный вид осе­нения, ко­торый про­ис­хо­дит с не­кото­рыми свя­тыми, есть дей­ствен­ный вид, осе­ня­ющий ум, и ког­да это­го осе­нения удос­та­ива­ет­ся че­ловек, ум бы­ва­ет ох­ва­чен изум­ле­ни­ем и рас­ши­рен не­ким бо­жес­твен­ным от­кро­вени­ем. По­ка это дей­ствие осе­ня­ет ум, че­ловек под­нят над дви­жени­ем ду­шев­ных по­мыс­лов бла­года­ря при­час­тию Ду­ха Свя­того. Это то, о чем го­ворит Апос­тол Ефе­сянам в фор­ме мо­лит­вы, ибо он хо­тел на­учить их этой тай­не, ког­да го­ворил: Что­бы Бог Гос­по­да на­шего И­ису­са Хрис­та, Отец сла­вы, дал вам Ду­ха пре­муд­рости и от­кро­вения к поз­на­нию Его, и прос­ве­тил очи сер­дца ва­шего. А для че­го это? Да­бы вы поз­на­ли, в чем сос­то­ит на­деж­да приз­ва­ния Его, и ка­кое бо­гатс­тво слав­но­го нас­ле­дия Его для свя­тых, и как без­мерно ве­личие мо­гущес­тва Его в нас, ве­ру­ющих. Это один та­инс­твен­ный вид осе­нения. Ког­да эта си­ла осе­ня­ет че­лове­ка, удос­та­ива­ет­ся он сла­вы но­вого ве­ка че­рез от­кро­вение - и это удел, вы­пав­ший на до­лю свя­тых све­та, о ко­торых го­ворил бла­жен­ный Па­вел, его удос­та­ива­ют­ся те, что по­лучи­ли ос­вя­щение ума от Ду­ха бла­года­ря их свя­тому и доб­ро­детель­но­му об­ра­зу жиз­ни. 

Дру­гой вид осе­нения есть тот, ко­торый уз­на­ет­ся че­рез дей­ствие: это умс­твен­ная си­ла, за­щища­ющая че­лове­ка и но­сяща­яся над ним пос­то­ян­но и от­го­ня­ющая от не­го все вре­донос­ное, что мо­жет приб­ли­зить­ся к его те­лу или ду­ше. Не­види­мо ощу­ща­ет­ся она умом, ко­торый оза­рен и об­ла­да­ет зна­ни­ем пос­редс­твом ока ве­ры. На опы­те поз­на­ют его свя­тые, как на­писа­но: Ан­ге­лы Гос­подни опол­ча­ют­ся вок­руг бо­ящих­ся Его и из­бавля­ют их, и Мно­го скор­бей у пра­вед­но­го, и от всех их из­ба­вит его Гос­подь

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек

----картинка линии разделения----

Осенение Солнца правды

Посредством четырех некоторых благоприятных обстоятельств всякое плодовитое дерево всегда хорошо развивается и приносит прекрасные плоды трудящемуся над ним садовнику. Это, во-первых, тучная и разработанная земля, во-вторых сходящий свыше благовременный дождь, в-третьих благотворная теплота солнечная и в-четвертых опытный садовник. Если не достанет чего-либо одного из сказанного, то дерево не развивается и не приносит плода. Под плодовитым деревом мы разумеем малого отрока, под тучною землею послушливый его нрав и сильное расположение к учению, под дождем сходящую свыше росу, о которой говорится: «роса, яже от Тебе, исцеление им есть» (Ис. 26:19), это  содействие Святого Духа; под солнечною теплотою разумеем осенение Солнца правды, совершаемое по мере исполнения спасительных Его заповедей. Кто сподобился иметь такое плодовитое дерево, тот воистину блажен в трудах своих, о таковом справедливо говорится: „Родивший сына не умер".

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

---картинка линии разделения---

Слезный дар —осенение благодати Божией

Слезный дар — это осенение благодати Божией наиболее посещает подвижников во время внимательной молитвы, будучи обычным плодом ее; иным приходит он во время чтения; другим во время какого-либо труда. Так преподобному Кириллу Белоезерскому приходили слезы во время занятия в монастырской кухне. Смотря на вещественный огнь, он воспоминал неугасимый огнь вечной муки и проливал слезы. Кирилл, полагая, что в безмолвии умиление его усилится и слезы умножатся, желал уединиться в келье. По смотрению Божию обстоятельства доставили ему желаемое, и что ж? С устранением причины, возбуждавшей умиление и слезы, оскудели слезы, и Кирилл просил настоятеля возвратить его к огню монастырской кухни (Четьи-Минеи, 9 июня). Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы — плод, а цель монашеской жизни — достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. — Преподобный Феодор Енатский сказывал, что «он знал инока, безмолвствовавшего в келье и имевшего рукоделием плетение веревок. Когда этот инок сидел и плел веревку, занимаясь умною молитвою, то приходили ему слезы. Тогда он вставал для молитвословия, но при этом слезы прекращались. Брат садился и принимался за веревку, сосредоточивая в себе мысли, и слезы опять приходили. Равным образом, когда он сидел и читал, приходили слезы. Он вставал на молитву, и слезы немедленно прекращались. Только что он снова принимался за книгу, — слезы возвращались». По поводу этого преподобный сказал: «Справедливо изречение святых отцов, что плач — учитель. Он научает всякого человека тому, что ему полезно» (Алфавитный Патерик). Преподобный Феодор Енатский говаривал: «Всяк грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает (1Кор.6:18), потому что из тела источается скверна, оскверняющая его: так и всякая добродетелькроме тела есть, а ежедневно плачущий очищает и тело: потому что слеза, истекающая сверху, омывает тело от нечистот его» (Алфавитный Патерик). «Истинно кающийся признает, по словам святого Иоанна Лествичника, каждый день, в который он не плакал, потерянным для себя хотя бы в течение его он и сделал что доброе (Слово 5, гл. 33). Какое бы возвышенное жительство ни проходили мы, но если не стяжали сердца сокрушенного, то это жительство — притворное и бесплодное. Подобает, истинно подобает осквернившимся после бани пакибытия (после святого Крещения) очистить свои руки постоянным огнем сердца и милостью Божией (Слово 7, гл. 64). Не будем мы обвинены, о друзья, при исходе души нашей из тела, что мы не были чудотворцами, не были богословами, не имели духовных видений, но непременно воздадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно» (Слово 7, гл. 70), то есть не пребывали в постоянной спасительной печали о согрешениях и греховности наших. Хотя плач почти всегда увенчивается более или менее обильными слезами, но некоторые подвижники — как видно из утешения, которое произнесено для них святыми отцами — томятся или в течение всего подвига своего, или в течение значительного времени, под гнетом плача, не получая слез для отрады и прохлаждения. Да ведают они, что сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего (Пс.50:19), когда дух восплачет по причине смирения. Плач духа, при недостатке телесных сил для выражения телесными подвигами и действиями действующего в душе покаяния, заменяет собою все телесные подвиги и действия, а между ими и слезы. Аминь.

Благодатное осенение умной молитвы

Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, поучением и безмолвием, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов: что надлежит мне еще сделать? Старец встал и простер руки к небу: персты его соделались подобными десяти возженным светильникам. Он сказал авве Лоту: если хочешь, — будь весь, как огнь. Не возможешь соделаться монахом, если не будешь пламенеть весь, как огнь.

Благодатное осенение умной молитвы, при котором инок начинает ощущать в себе веяние необыкновенной тишины, стяжавает опытное познание сердечного безмолвия, с особенным удобством отталкивает приближающиеся к нему греховные помыслы и ощущения, — есть первая степень преуспеяния в умной молитве. На ней не должно останавливаться подвижнику: должно, при помощи плача, стремиться к большему преуспеянию, которому нет предела. Умная молитва — жилище небесного Царя: в этом дворце чертогам нет числа; за великолепными и обширными чертогами следуют другие, более великолепные и обширные чертоги.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Святитель Феофан Затворник 

Святитель Феофан Затворник

---картинка линии разделения---

Когда на душе осенение благодати, тогда труд не в труд

За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши. Чистые же сердцем Бога начинают зреть еще здесь, узрят Его несомненно там и будут вечно зреть и блаженствовать в сем зрении.

 

----картинка линии разделения----