ОРУЖИЕ ЛУКАВОГО

----картинка линии разделения----

 

Оружие лукавого - гордость, ею умертвил он отца нашего Адама, ею умерщвляет и всех чад его. 

Преподобный Ефрем Сирин

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

...Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк.22:31,32). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий

----картинка линии разделения----

Сатана сотрясает души, и решетом, т. е. земными делами…

Лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы.

Сатана сотрясает души, и решетом, т. е. земными делами, просевает весь грешный род человеческий.

Князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов.

Князь мира сего волнует всякую душу нерожденную от Бога.

Князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу нерожденную свыше.

Нет человека, на которого враг перестал бы нападать.

Сатана немилосерд и человеконенавистен, поэтому не ленится нападать на всякого человека, но, по-видимому, не на всех наступает он с одинаковым усилием.

Сатана весьма желает себе покоя и простора в душе, и скорбит и стесняется, когда душа не слушается.

Стремление сатаны нападать — не только на христиан, но и на идолослужителей, и на целый мир.

Если бы дозволено... сатане было нападать, сколько хочет, то истребил бы всех.

Искуситель искушает, но не знает, послушается ли его или не послушается душа, пока не предаст она воли своей в рабство.

Вражья сила колеблет глубины сердца, к своей склоняя воле

Вражья сила движет и уносит помыслы, колеблет глубины сердца, к своей склоняя воле, и в служении ей рассевает помыслы.

Душа, ниспав с высоты своей, встретила человеконенавистное царство и жестоких князей, которые понуждают ее созидать им греховные грады порока.

Усматривает душа, что сила вражья готова на нее напасть и умертвить ее, но не имеет на то сил, потому что между нею и египетскими духами стоит Господь.

Когда и ты возденешь длани ума своего и помыслы к небу и пожелаешь прилепиться ко Господу, тогда сатана будет низложен твоими помыслами.

Смерть и, так сказать, удавление лукавому, тогда когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге.

По Божию смотрению лукавый не тотчас послан в на следованную им геенну, но оставлен для искушения и испытания человека, чтобы ему, и нехотя, святых через терпение соделывать более праведными и быть для них виновником большей славы.

Враги ведут брань, не предаваясь лености

Враг, обольстив Адама и таким образом возгосподствовав над ним, отнял у него власть, и сам наименовался князем века сего.

Диавол, как раб и тварь Владыки, не сколько ему угодно искушает, и не в какой мере сам хочет наводит на нас скорби, но сколько попущением своим дозволяет ему Владычнее мановение.

Князь века сего есть жезл вразумления и бич, наносящий раны младенчествующим по духу... уготовляет великую славу и большую честь сими скорбями и искушениями, потому что вследствие оных люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание.

Если бы человек сам не дал повода сатане, то сатана не стал бы господствовать над ним насильно.

Всего же скорее сатана способен и силен внушить кичение и высокоумие.

Одна из козней сатаны — в иные времена добровольно уступать место и прекращать обычные свои действия, с тою целью, чтобы в подвижниках возбудить самомнение.

Враги никогда не остаются в бездействии, и ведут брань, не предаваясь лености.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Лукавые демоны имеют свои оружия…

Лукавые демоны имеют свои оружия, противоположных свойств с оружиями праведника. У праведника есть щит веры, а щит лукавого — щит неверия. У одного меч слова, у другого — меч бессловесия; один обезопасил себя бронею правды, другой покрыт бронею неправды; главу одного сгнетает шлем спасения, на голове другого шлем погибели; у одного ноги уготованы к благовествованию мира, ноги другого текут для возвещения зла.

Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла однако же восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию.

Тьма, и смерть, и немощь определены князю мира сего, миродержителям тьмы, духовом злобы и всякой силе враждебной Божию естеству, да и они не по самой  сущности своей получают в удел противление добру (ибо в таком случае укоризна падала бы на Создателя), но по собственному произволу, чрез лишение добра, уклонились в грех.

У демонов в обычае — в часы молитвы, под предлогом благовидной якобы причины, побуждать нас к отлучке, чтобы благовидно отвлечь нас от спасительной молитвы.

Тот, кто ныне обольщает нас, и мирскими приманками всемерно старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается и посмевается над нами, тогда пренебрежение наше обратит в укоризну Господу и будет хватиться нашею непокорностью и нашим отступничеством, что он не сотворил нас и не умер за нас, однако же, имел нас своими последователями в непокорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна Господу и эта похвальба врага для меня кажутся тяжелее геенских мучений — врагу Христову послужит предметом похвальбы и поводом к превозношению пред Тем, Кто за нас умер и воскрес.

 

----картинка линии разделения----

 

Святой Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения---- 

Под рожнами будем разуметь разнообразные приражения страстей

Никто... да не осмеливается сопротивное ополчение обратить в бегство, не взяв в руки апостольского всеоружия (Еф. 6:11). И конечно, всякому известен способ божественного оного вооружения, которым Апостол стоящего пред дружиною врагов делает неуязвимым сопротивными стрелами. Ибо, разделив добродетели на виды, каждый вид добродетели Апостол соделал особенным оружием, пригодным для нас в каждом обстоятельстве. С верою соплетши и соткав справедливость, из них вооружаемому уготовляет броню, прекрасно и безопасно ограждая воина тою и другою. А если вера и справедливость отделена одна от другой, то оружие не может соделаться безопасным для того, кому вручается. И вера без дел правды недостаточна ко спасению, а также праведность жизни для спасения небезопасна сама по себе, не в сопряжении с верою. Посему, как бы вещества какие, соплетши в сем оружии веру и правду, Апостол приводит у воина в безопасность вместилище сердца, ибо под бронею разумеется сердце. А голову доблестного обезопасивает надеждою, означая сим, что хорошему воину приличествует, как некое перо на шлеме, иметь в горнем упование чего-либо возвышенного. И щит, оружие прикрывающее, есть несокрушимая вера, которую не может пронзить острие рожна. Под рожнами же, какие мечут в нас неприятели, будем, конечно, разуметь разнообразные приражения страстей. Но спасительное оружие, которое вооружает десную руку доблестно подвизающихся с врагами, есть Святый Дух, страшный, когда противодействует, и спасительный, когда сообщается приемлющим. И всякое евангельское учение доставляет безопасность ногам, так что ни одна часть тела не оказывается обнаженною и открытою для принятия удара.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Оружие лукавого - гордость, ею умертвил он отца нашего Адама

Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи, - смирение. Оружие лукавого - гордость, ею умертвил он отца нашего Адама, ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего - смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым. Препояштесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение - путь к Царствию. Это - дверь небесная, это - лествица, по которой человек восходит на небо. Им Бог сошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть.

Если хочешь одержать победу над лукавым, вооружись смирением, ибо диавол, как скоро увидит у тебя сие  оружие с трепетом побежит от тебя прочь.

Враг всегда бодрствует и недремленно готов на брань, а я погружен в бездействие.

Суди меня, Господи, и разсуди прю мою (Пс. 42:1) с немилосердым врагом. Он поставил меня целью для стрел своих. По щедротам Твоим, да пронзят его самого стрелы сии.

Опутал меня лукавый, потому что сам я научил его тому

Лукавый не видит во мне зла, которое бы не от него было, ибо от него стал я зол, впрочем, побежден им по собственной своей воле, опутал меня лукавый, потому что сам я научил его тому.

Разбойник, похититель душ, злокозненно отнял у меня свободу мою, обольстил меня и наругался надо мною. Взором очей прельстил и пленил он меня, и вложил греховные мысли. Взглянул я, и пожелал, посмотрел с любопытством, и согрешил.

Поелику вожделел я мира и нечистот его, то возобладал мною князь мира, поверг и низложил меня,  наругался надо мною, как над Адамом в раю.

Отрекся я губителя, и козней его, и губительных дел его, потому что неутомимо трудится он уловить меня коварством своим. Если сила Твоя <Господи> не подкрепит меня, и крест Твой не спасет меня, то, конечно, впаду в одну из сетей его, потому что весьма много у него козней. Да не одолевает он меня в брани, после того как побежден в брани с Тобою, Господи, ибо великий стыд тому, кто бывает побежден побежденным.

Вместо одной бдительности... сатана учит нас другой, чтобы спали мы для добрых дел, были же бдительны и бодрственны для дел мерзких.

Демоны, хотя и нечисты, ничем не пользуются от жертв. Они не чувствуют голода и не имеют нужды в пище, потому что природа их — выше алкания пищи. Алчут же они того, чтобы человека — владыку своего — соделать рабом своим.

Если не знаешь всего бесстыдства сатаны, то заключай о сем по бесстыдству его служителей.

 

ОРУЖИЕ ЛУКАВОГО

 

Влагает диавол в нас дерзость

Влагает диавол в нас дерзость, чтобы без стыда продолжая грешить, тем больше потерпели мы вреда.

Ожесточает он <диавол> сердце наше, чтобы чрез это все худое сделалось нашим приобретением.

Демон поселяет в нас леность, чтобы терпеливо дали мы ему окончить в нас дело свое.

Диавол дерзкого грешника учит укорять других, а обличителя — бояться, чтобы, по боязливости его, был не уврачеван порочный.

Смотри, лукавый делает нас внутренно гнусными, а снаружи придает нам красивый вид, чтобы стали мы отвратительным гробом, полным нечистот.

Лукавый сатана видел, что Бог туне расточает сокровища Свои, потому и он отверз свою сокровищницу и также рассыпает губительные дары свои. Одному дает кичливость духа, другому — жестокость сердца, одного делает наклонным к оскорбительным насмешкам, другого — к ругательным словам.

Лукавый умерщвляет нас с помощью нас же самих, чрез нас самих побеждает нас этот бессильный.

Лукавый, видя, что облеченные плотью всякими степенями восходят на небо, налагает на них всякого рода бремена, чтобы с высоты низвести их долу, чтобы совратить их с пути, ставит им множество препятствий.

О, как хитер опутывающий нас своими узами! Мы и не чувствуем, как опутаны ими. О, как искусен налагающий на нас оковы! Мы и не примечаем, как заключены в оковы. Приятны нам стрелы его, когда умерщвляет ими душу, связанный и окованный грешник безмолвствует и остается спокойным. Какое тонкое лукавство у нашего противника, налагающего на нас узы! Вместе и связаны мы и свободны. Вдали от истины удерживается узами дух наш, но, как ничем не связанный, свободно стремится к пороку. Связан он для любви, но не связан для ненависти. Связан и встречает препятствия делать доброе, но беспрепятственно делает худое. Сии узы, какие носим на себе, так же хитры и лукавы, как и наложивший их на нас, дают нам свободу идти ко лжи, но препятствуют приближаться к истине, позволяют поспешать к шуией части, но не допускают к части десной.

Лукавый не ставит себе в труд опутывать нас различными пороками, он рад, если свяжет нас чем бы то ни было.

Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас.

Если лукавый пустит в нас стрелы свои — да будет щитом нашим молитва.

Если нападет на нас плотскими вожделениями — да будет прибежищем нашим пост.

Нет у диавола ничего столько вредного, против чего не нашлось бы у нас противодействующего средства. Нет такой тайной сети, о которой не имели бы мы сведения.

Нет у диавола такого замысла, которого не обратили бы в ничто даже люди простые.

Если же говоришь, что противная сила крепче, и вполне обладает человеком, то в несправедливости обвиняешь Бога, Который осуждает человечество за то, что послушался ты сатаны.

Плоть Христа сначала облеклась оружием воздержания, а затем уже приступила к борьбе с диаволом.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Лукавые духи в оружие против нас употребляют наши страсти и чувства

Лукавые духи в оружие против нас употребляют наши страсти и чувства, низлагают нас тем самым, чем природа вооружила нас в защиту от них.

Остерегайся и малых страстей душевных, чтобы... не быть вовлечену в самую бездну глубокого повреждения.

Пустынный куст безопасен от пламени огненного, — и целомудренный вдали от женщин безопасен от воспламенения страсти непотребства, ибо как воспоминание об огне не сожигает мысли, так и страсть не имеет силы, когда нет для нее пищи.

Когда, противоборствуя причинам страстей, препобедишь их, не дозволяй величать тебя лукавому помыслу, чтобы, поверив ему, не впасть тебе в прелесть, но старайся лучше увидеть недостатки в том, над чем потрудился, чтобы преспеяние твое не было окрадено внутренними врагами.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин 

----картинка линии разделения----

Он ненавидит Бога, воюет против нас, созданных по образу Его

Диавол, чрез неразумие и гордость, лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным, и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей. Он ненавидит Бога, не в состоянии, будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу, и находит нас послушными воле своей... Видя, что Бог сотворил Еву на помощь Адаму, диавол сделал ее содействующею в преступлении и преслушании. Бог дал заповедь, чтобы Адам, исполняя ее, сохранил памятование о стольких дарованиях, и был признателен к Благодетелю, диавол же сделал заповедь эту причиною преслушания и смерти, и вместо пророков (возбуждал) лжепророков, вместо апостолов — лжеапостолов, вместо закона — беззаконие, вместо добродетелей — зло, вместо заповедей — преступления, вместо всякой праведности — всякий грех и вместо правильных догматов — гнусные ереси.

Диавол всякую кознь устроивает к нашей погибели в покоряющихся ему

И опять, видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или через Ангелов, или иным неизъяснимым образом (Домостроительства), как Он сказал (Ин. 14:21); начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях, или чувственно. Если мы и это принимаем, то заставляет ум от самомнения и крайнего неразумия мечтательно  представлять себе некоторые образы, или виды, дабы он подумал, что это явление Бога или Ангелов. Многократно показывает и демонов в сновидениях и чувственно, как бы побеждаемых, и просто всякую кознь устроивает к нашей погибели в покоряющихся ему. Когда же диавол, сделав это, не достигает того, чего надеялся, ибо святые отцы говорят, что во время молитвы ум должен быть безвидным, невообразительным, необразовидным, и никак ничего не приемлющим: ни света, ни огня, ни другого чего-либо, но должно заключить мысль в одних только произносимых словах.

Ибо, молящийся только устами воздуху молится, а не Богу: Бог обращает внимание на ум, а не на слова... Тогда диавол, недоумевая о всем этом, влагает в нас помысл отчаяния (говоря), что иные те были времена и иные люди, в которых Бог явил чудеса ради веры, а теперь не то время и нет надобности делать их. Вот мы все христиане и удостоились крещения, а иже веру имет и крестится, говорит Священное Писание, спасен будет (Мк. 16:16). Итак, чего еще нужно? Если же мы послушаемся этого и останемся так, то лишимся всего, нося только имя христианина, не разумея, что уверовавший и крестившийся должен соблюдать все заповеди Христовы, и когда все исполнит, говорить: я раб непотребный (Лк. 17:10). Как Господь сказал апостолам: учаще их блюсти вся елика заповедах вам (Мф. 28:20). Всякий при крещении отрекается, говоря: отрицаюся сатаны и всех дел его; сочетаваюся Христу и всем заповедям Его. Где же будет наше отречение, если мы не оставим всякой страсти и всякого греха, которого хочет диавол? Но скорее возненавидим это от всей души и возлюбим Христа соблюдением заповедей Его.

При многом попечении и самого себя человек не может видеть, как же может он видеть прежде времени приготовленные сети врагов. Ибо враг, по обычаю своему, не всегда ведет с нами явную брань. Если бы так было, то нелегко бы многие из нас впадали в его сети, так что мало будет спасающихся, как говорится в Евангелии (Лк. 13:23). Но когда враг хочет ввергнуть кого-либо в большие грехи, то сперва побуждает его пренебрегать малое и тайное: прежде прелюбодеяния, — частое и сладострастное воззрение, прежде убийства — малый гнев, прежде помрачения мысли — малое развлечение и еще прежде сего представляет потребность тела как бы необходимой. Посему-то Господь, как все предведущий, как Премудрость Отчая, предупреждал коварства диавола, повелевает людям прежде времени отсекать поводы ко греху, чтобы, считая малое легко простительным, мы не впали бедственно в страшные и великие согрешения.

Когда демоны влагают гордый помысл…

Когда демоны влагают гордый помысл, чтобы увлечь его <человека> в возношение, тогда он должен приводить себе на память прежде говоренное ими скверное и — низлагать (гордый помысл) и приходить к смирению. И опять, когда влагают что-либо скверное, (подвизающийся) вспоминает тот гордый помысл и низлагает это: и так содействием благодати делает, что они низлагают друг друга воспоминанием, чтобы никогда не прийти в отчаяние от скверного, ни в безумие от самомнения. Но когда враги возвышают ум его, прибегает к смирению, а когда смиряют его, возносится к Богу надеждою, чтобы никогда не пасть, сделавшись дерзновенным, и опять, убоявшись, не отчаяться до последнего издыхания.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

----картинка линии разделения----

ЕВЕРГЕТИН

Из жития святого Антония

Святой Антоний говорил своим ученикам: «Не нужно бояться бесов, даже если они наступают на нас и грозят смертью, ибо они бессильны против нас и ничего не могут сделать нам - только пугать. Когда на землю пришел Господь, враг сдался и стал бессилен.

Дьявол ослабел и ничего не может, но, будучи тираном, даже после падения он не успокаивается и на словах угрожает. А нам не надо даже обращать на это внимания. Наше дело - презирать их, да и только.

Если бы бесы имели тело, как мы, то говорили бы: «Если люди спрячутся, то мы не сможем их найти. Но как только отыщем их, начнем вредить им». Вот тогда бы мы скрывались с их глаз, прятались бы и запирались дома на замок.

Но бесы не таковы. Они могут приходить к нам, даже если все двери заперты. Ими кишит воздух. У них злая воля, и первый из них - дьявол. Они готовы вредить всем. Как сказал о них Спаситель: ваш отец дьявол... Он был человекоубийца от начала (Ин 8:44).

Будем вести такой образ жизни, который невыносим для бесов. Ведь они трусливы и не могут противостоять нам. Если мы сами не дадим им повода для действия, то они не могут причинить нам зла и не будут обращаться с нами, как с подвластными им. Демоны должны трепетать перед нами, потому что они не выносят добра, и не в состоянии исправиться.

Напротив, они весьма лукавы, у них нет никакого иного занятия, кроме как вредить добродетельным и боголюбивым людям. Так как они не в силах сделать что-либо с нами, то ничего и не делают - только грозят. Ведь если бы они могли, то немедленно обрушили бы на нас все свое зло, ибо всегда стоят наготове, одержимые злом и ненавистью.

Вот мы сейчас встретились и (свободно) говорим об их злодействе и видим, что они даже не могут помешать нам. Если бы у них была власть, то они ни одному христианину не дали бы житья, ведь для любого греховного существа богопочитание есть мерзость. Но так как они не в силах что-либо сделать, то, скорее всего, грызутся между собой из-за своего бессилия, исходят злобой и угрозами.

Нужно подумать и о том, чтобы их не бояться, что если бы они были сильны, им не нужно было бы с шумом смущать исихастов, создавать лживые видения, принимать чужой облик для исполнения своих коварных замыслов - им было бы достаточно прийти и сделать то, что могут и что решили. Ведь всякий, у кого есть власть, не притворствует, не шумит, но пользуется своей властью напрямую, так, как хочет.

А бесы не могут поступать так, поэтому притворяются, как на сцене, меняют свой облик и пытаются испугать детей своим мнимым шумом и обличьями. Но тем самым они показывают только свое бессилие, и вызывает лишь презрение.

Истинный ангел, когда был послан Господом против ассирийцев, не нуждался ни в оружии, ни во внешней пышности, ни в шуме, ни в грохоте, ни в треске. Он воспользовался своей властью спокойно и разом умертвил сто восемьдесят пять тысяч воинов. А бесы, у которых нет никакой власти, только пугают мнимыми призраками.

С Иовом дьявол ничего не мог сделать. Только после того, как Бог ему позволил, он стал действовать против многострадального раба Божия. А сам по себе, лишенный всякой силы, что бы он сделал? Если бы он не получил власть от Бога, то никогда бы не проявил ее. Дьявол не властен даже над скотиной, если не попустит Господь.

У него нет власти даже над свиньями, тем более над людьми, сотворенными по образу Божию. Бесы просили Господа, рассказывается в Евангелии, позволить им войти в свиней. Поэтому если даже в свиней они войти не могли без позволения, то, тем более что они могут сделать с людьми, могут ли покуситься на образ Божий?

Бояться нужно Бога, а бесов - только презирать. А если они начнут что-нибудь затевать против нас, значит, нам следует просто усилить подвиг. Великое оружие против нечисти - правильная жизнь и вера в Бога. Они боятся подвигов: поста, бдения, молитвы, кротости, безмолвия, нестяжания, скромности, смиренномудрия, нищелюбия, милостыни, безгневия и особенно благочестия во Христе.

Они действуют против нас только потому, что не хотят, чтобы их попирали. Они знают, что Спаситель даровал верующим благодать побеждать их, когда сказал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк 10:19).

Если демоны явятся к вам ночью, совершите крестное знамение, потом перекрестите стены кельи, помолитесь, и вы увидите, что они сразу исчезнут. Ведь они очень трусливы и трепещут от страха перед знамением Креста Господня, ибо Господь на Кресте совершенно их уничижил. А если они нагло стоят, пляшут, их образы умножаются перед вами, не пугайтесь - они весьма скоро исчезнут.

Они часто притворяются, не показываясь перед нами, громко поют Псалмы или напоминают нам слова Писания, или когда мы спим, поднимают нас на молитву, совсем не дают спать. Не обращайте на них внимания, особенно когда они советуют не есть, притворно осуждают и бранят нас, будто им все известно о нас. Они поступают так не из-за благоговения и не ради истины, но лишь для того чтобы нас, ни в чем не повинных, ввергнуть в отчаяние, говоря, что наш подвиг совсем не полезен. Они пытаются поднять бурю в душе, внушая, будто монашеская жизнь обременительна и тяжела, чтобы вселить в подвижников чувство безысходности.

Поэтому Господь, даже когда бесы говорили правду (они говорили правду, когда называли Его Сыном Божиим), порицал их и запрещал им говорить, чтобы под покровом истины они не посеяли злые помыслы в душе. Тем самым Господь нас умудрял - никогда не обращать на бесов внимания. Зачем, если есть Писание, если сам Спаситель приходил к нам, зачем нам брать уроки у дьявола, который никогда не соблюдает правил, но выдает кривду за правду. Поэтому Господь и запрещал бесу говорить словами Священного Писания. Как сказано: Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои» (Пс 49:16).

Бесы все творят и говорят, и пугают, и совершают, и притворяются, чтобы ввести в заблуждение наивных. Они поднимают шум, грохот, безумный хохот и свист. Но если не обращать на них внимания, они сразу начинают рыдать от поражения.

Господь запрещал бесам говорить. И мы, наученные святыми, будем действовать, как они, и подражать их мужеству. Когда они видели бесов, то говорили: Буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый передо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром (Пс. 38:2-3). И еще: И стал я как человек, который не слышит (Пс 37:15).

Поэтому нечего нам слушать демонов, потому что они чужды нам, и не станем подчиняться им, даже если они призывают нас к молитве и говорят о посте. Если мы готовимся к аскетизму, будем внимать себе и не позволим лукавым вводить нас в заблуждение, ибо поступать по их советам значит поступать лукаво. И не станем внимать им, ибо они злы. С Божьей помощью нетрудно распознать, где благое наставление, а где злое.

Видение святых никогда никого не ввергает в смятение - не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (Ис 42:2). Видение святых проходит безмолвно и кратко, и в душе сразу ощущается радость, ликование и бодрость. Господь здесь присутствует, ибо радость для нас - сила Бога Отца. А помыслы Божьи всегда безмятежны и умиротворенны, ведь когда благодать воссияет, она позволяет душе видеть божественные явления. В душу тогда входит желание божественных и будущих благ, и душа по своему желанию всячески сближается с ними - о, если бы она могла пойти за ними.

А так как некоторые люди боятся ввиду блага, то явившиеся лица отнимают страх ради установления любви. Так, Гавриил сказал: не бойся, Захария (Лк 1:13); ангел при гробе велел женам-мироносицам не бояться (Мф 28:5); и пастухам при Рождестве ангел сказал: Не бойтесь (Лк 2:10). Такой трепет происходит не от робости души, но от ощущения присутствия высшего.

Именно таково видение святых. А нашествие лукавых сопровождается шумом, голосами, криком - так ведет себя невоспитанная молодежь или разбойничья шайка. От этого человек пугается, мечется душой, совершенно не может собраться с мыслями, в голове хаос, начинает ненавидеть подвижников, падает в уныние, злится на домашних и боится умереть. Теперь он вожделеет зла и даже слышать не хочет ни о какой добродетели и впадает в безнравственность.

Если вам явилось страшное видение, то знайте: если ваши помыслы уйдут и, вместо них, появится невыразимая радость, благодушие, дерзость, собранность, безмятежность помыслов, то, о чем я уже говорил, да еще мужество и любовь к Богу - дерзайте и молитесь. Эта радость и состояние души показывают высоту события. Так и Авраам, когда увидел ангелов, возликовал, и когда Елисавет услышала голос Пресвятой Богородицы, взыгрался младенец во чреве ее и проч.

А если душа продолжает бояться, то это бесовское явление, ибо бесы неспособны победить страх, на это способны только святые. Напротив, когда они видят, что человек испугался, они усиливают мнимые представления, чтобы еще больше его изумить. Затем, приступив к нему, они издевательски говорят, чтобы он встал на колени и поклонился им.

Так были введены в заблуждение язычники, которые стали считать бесов своими богами. Господь однако велит не давать дьяволу обманывать нас. Когда лукавый приступил к Иисусу Христу, собираясь создать мнимые видения, думая и Его сбить с толку, Господь сказал: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф 4:10). Он сказал это ради нас, чтобы бесы, услышав это, устыдились, поняв, что к ним относится этот запрет.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святой Киприан, епископ карфагенский

Священномученик Киприан Карфагенский 

----картинка линии разделения----

В этом мире надобно вести ежедневную войну с диаволом

Господь сохранит нас безопасными от нападений врага, если узрит нас кроткими и смиренными.

Умоляю вас, братья, — бодрствуйте против ухищрений диавола и, заботясь о своем спасении, как можно усерднее противодействуйте смертоносному обману.

Диавол лжет, чтобы обольстить, — льстит, чтобы вредить, — предлагает блага, чтобы причинить зло, — обещает жизнь, чтобы умертвить.

Противник Христа преследует, нападает только на стан Христа и Его воинов.

Еретиков, поверженных им <диаволом> однажды и сделавшихся его собственными, он презирает и обходит, и старается низложить тех, которых видит стоящими.

В этом мире надобно вести ежедневную войну с диаволом, — в беспрестанных стычках отражать копья его и стрелы.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com