НАКАЗАНИЕ 

 ----картинка линии разделения----

 

Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. 

Преподобный Исаак Сирин

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Петр

Апостол Петр 

----картинка линии разделения----

Знает Господь, как соблюдать беззаконников для наказания

Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные: то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства (2Пет.2:4-10).

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел

----картинка линии разделения----

Не пренебрегай наказания Господня

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; 
бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности(Евр.12:4-11).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Если не можешь понести за него наказание, то не стыди его

Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания.

Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду свою над согрешающим и покрой его. Если не можешь взять на себя грехов его и понести за него наказание и стыд, то будь, по крайней мере, терпелив и не стыди его.

Если случится, что иной радеющий о добродетели искушен будет каким-либо прегрешением, то, без сомнения, близка к нему милость, чтобы загладить его грех.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Те, которые не соделаются здесь причастными Христу, или обесчестят сие причастие Христу противною тому жизнью, т. е. не поживут по Христу, все такие находятся в опасности подвергнуться там неотменимой уже каре — тягчайшей смерти.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Наказание гордому - падение

Наказание гордому - его падение, досадитель – бес, а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы, но последнее от людей неисцельно.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Божию человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их, угрозами призывая согрешивших к покаянию. Так предвещал Бог ниневитянам чрез пророка Иону, так и на согрешившего Израиля не наслал истребление молча, но, возбудив раба Своего к молитве за народ, предвозвестил, говоря: и ныне остави Мя... и потреблю людей сих (Исх. 32:10).

Три угрозы возвещены грешникам: плен, мертвость и схождение во ад. Ибо пленом называется ниспадение из предшествовавшей жизни по обольщению врага, который отвлек нас от райского блаженства; мертвостью — отчуждение от животворящей заповеди, а схождением в ад — отлучение от Бога за преумножение греха и за расположение противное добру.

Бог благ, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать но достоинству.

Налагающему наказание с каким расположением надобно делать сие?

В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохраниши (Пс. 118:158), а в отношении к наказываему с расположением, какое принял бы Отец и Врач, с состраданием и с сердоболием искусно врачующий своего сына, особливо когда присоединится скорбь и тяжел способ врачевания.

С каким расположением должно принимать наказание?

С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни... с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания.

Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию?

Он не познал ни опасности греха, особливо со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: любяй же наказует прилежно... (Притч. 3:12).

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

В Божественных и в человеческих делах равно не подлежит осуждению, кто чего-нибудь не мог, но подвергается ответственности, кто не хотел.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения----

Наказание геенским огнем... угрожающее и уготовляемое только тем, которые живут подобно египтянам, т. е. живут худо, и не поклоняются простертию рук Христовых.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Не будем впадать в малодушие от Божиего наказания, но, как говорит Псалмопевец, будем до конца исправлять себя благодатию и человеколюбием Господа  нашего Иисуса Христа... (Тит. 3:4,5).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения---

Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы сатаною. Кто на земле грешил, и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам тьмы.

Твои удары исполнены любви; Твои наказания пламенеют щедротами; по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу.

Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего, к чему ни коснется жезл Твой, везде удар его приносит великую пользу.

Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты. Нашей пользы желаешь Ты, Господи, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое.

Нечестивый увлечен будет в такое место, где не слышно никакого хвалебного гласа.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения---

Бог и угрожает нам наказаниями, чтобы нас привлечь к Себе

Бог и угрожает нам наказаниями, и часто посылает их — не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы нас привлечь к Себе.

Бог не за Себя мстит тем, которые согрешили против Него, ибо никакой вред не достигает до существа Его, но при этом имеет в виду нашу пользу, и то, чтобы мы не увеличивали своего развращения, продолжал оказывать Ему пренебрежение.

Божество бесстрастно, и наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, но по промышлению и великому человеколюбию, поэтому надлежит иметь крепкое дерзновение и уповать на силу покаяния.

Христос никогда не осуждал на наказание тех, которые не имеют дарований, но всегда тех, которые не оказывают праведной жизни.

Почему, скажешь, одни наказываются здесь, другие там, а не все здесь?.. Потому что, если бы так было, мы все погибли бы; так как все мы подлежим наказанию. С другой стороны, если бы никто не наказывался здесь, очень многие сделались бы еще небрежнее, а многие сказали бы, что нет и Провидения, ибо если и теперь так многие богохульствуют, хотя и видят, что многие из порочных наказываются, то чего они не сказали бы, если бы и этого не было? До какого зла не дошли бы тогда? Посему Бог одних здесь наказывает, а других не наказывает.

В случае болезней и ран мы оплакиваем не тех, которые лечатся, но больных неизлечимо... Грех есть то же, что болезнь и рана, и наказание — то же, что отсечение и врачевание.

Бойся греха, навлекающего наказание

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, навлекающего наказание.

Если Бог захочет строго взыскивать за все, что ни делается против Него, мы не проживем и одного дня.

Бог не сотворил наказания, чтобы подвергнуть ему нас, но — чтобы впадшего в него исторгнуть: ведь мы имеем такового человеколюбивого и милостивого Бога.

Кто... избавит нас от... наказания, когда мы не только далеки от той заповеди (о любви ко врагам), но не делаем даже и того, что делают мытари? (Мф. 5:46).

Если уже и теперь, когда есть и страх, и наказания, и мучения, люди не сохраняют любомудрия, то какими бы они были, если бы не терпели никаких тяжелых последствий за свои преступления?

Закваска всякого нечестия и порока истреблена потопом... Видишь, как и самые наказания, Богом  насылаемые, являются более благодеяниями и особенно доказывают Его попечительность о роде человеческом?

Как лекарства для болезней, так наказания для проступков

Бог наказывает не всех вдруг и не всех по заслугам, но слегка и постепенно, и часто, наказывая одного, вразумляет чрез него многих других.

Когда порочные наказываются... тогда праведные делаются более внимательными, так что отсюда происходят два блага: те отстают от порока, и эти более прилепляются к добродетели.

Наказание... с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела.

Когда наказывает Бог, то не должно полагать надежды ни в обилии войск, ни в крепости городов.

Богатые потому наказываются сильнее бедных за свою жестокость, что они и в изобилии не были сострадательны.

Хотя бы мы претерпевали тяжкое наказание за прежние свои грехи, но если снова впадаем в те же пороки, то подвергнемся снова и еще тягчайшему наказанию.

Господь медлит наказанием не для того, чтобы совсем не подвергать наказанию, но для того, чтобы, если ты останешься неисправимым, наказать с большей строгостью.

Для того Бог угрожает наказанием... чтобы обуздать склонность к неге

Мы дадим ответ не за свои только грехи, но и за все то, в чем мы служили соблазном для других.

Настоящее наказание есть более вразумление, нежели осуждение, более врачевание, нежели мучение, более исправление, нежели воздаяние.

Для чего же здесь не наказывает Бог? Для того чтобы показать свое долготерпение, и чрез покаяние доставить нам спасение, чтобы в противном случае не истребить совершенно нашего рода и чтобы не лишить спасения тех, которые чрез перемену порочной жизни на лучшую могут еще спастись.

Все мы (если сотворим зло) одинаково лишимся Царствия, но наказание в геенне потерпим не все одно и то же, а одни — большее, другие — меньшее <в зависимости от сотворенного>.

Нужно плакать и скорбеть не о тех, кто подвергается наказанию, — они ведь влекутся к здравию, — а о тех, кто грешит безнаказанно.

Безнаказанность наших грехов приносит нам не меньше вреда, чем самые грехи. Поэтому Он <Бог> и налагает наказание, не только для того, чтобы наказать за прошедшее, но и для того, чтобы исправить на будущее время.

Кто имеет ум и любит Господа, как должно любить, для того бывает больше утешения, если он подвергается наказанию после того, как прогневит столь Милосердого, нежели в том случае, когда он не терпит наказания.

Для наказания достаточно удаление от Бога.

Если одно злопамятование достойно наказания, то какого мучения заслуживает мстительность?

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Феодор

----картинка линии разделения----

Человек нечестивый не может остаться ненаказанным

Человек нечестивый и беззаконный не может остаться ненаказанным, потому что злобою своею не мог не повредить праведнику. Ибо терпение и добродетель праведника привлекает награду не тому, кто был причиной его мучений и смерти, но тому, кто великодушно перенес оные. Первый справедливо накажется за зверскую жестокость, по которой он хотел сделать зло, хотя последний и не потерпел от сего никакого зла, потому что терпеливо перенося искушения и скорби, через эту добродетель души своей, он все причиненное ему со злым намерением обратил к улучшению своего состояния и к приобретению блаженства будущей жизни.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исидор Пилусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот

----картинка линии разделения----

Наказание за грехи, какое налагает Бог, должно называть вразумлением

Наказание за грехи, какое налагает Бог для нашего исправления, не гневом и не негодованием должно называть, а паче вразумлением. Если же некоторые почитают сие и гневом, то и сим самим возвещают Божие человеколюбие, полагая, что Бог снисходит до состояния страстного ради людей, для которых соделался Он и человеком.

Погрешающему в делах великих и осуждение необходимо будет такое же, какова была бы награда соблюдшему служение свое неукоризненным.

Если, согрешив в чем-либо сносном и удобоисцелимом, потерпим здесь что-либо тяжкое, то сим загладим грехи. Если же согрешим, поступив бесчеловечно и непростительно, то, если и понесем наказание здесь, несмотря на сие, подвергнемся наказанию и там, впрочем, более легкому, а если избежим здесь наказания, там потерпим ничем не смягченную и не облегченную казнь.

Если некоторые избежали наказания в сей жизни, то на зло своей же голове, потому что, отшедши из сей жизни, понесут там тягчайшее наказание.

Если пренебрегаешь ты, несчастный, Божиим медлением и долготерпением, то устыдись хотя настоящего. Ибо многие, не имея в виду будущего, уклоняются того, что осмеивается здесь. Если же пренебрегаешь тем и другим, то здесь возбудишь смех, а там — плач.

Поелику Божественный Промысл щадит согрешающих больше, нежели сколько видит их щадящими себя самих, то посему, водясь долготерпением, взывает царственной и человеколюбивой проповедью: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2). Но если согрешающие, ни во что вменяя сие увещание, признают долготерпение небрежением, то, может быть, и ныне, без сомнения же, когда настанет время суда, не пощадит уже не удостоивших пощады себя самих, но подвергнет самым жестоким наказаниям пренебрегших долготерпение.

Если и весьма теперь долготерпит Божий гнев, призывая к покаянию, то впоследствии без замедления строже накажет не уваживших столь великого человеколюбия. Посему многие здесь еще не избегли непреодолимой руки, но постигнуты были такими бедствиями, которые великостью своей затмили всякое плачевное представление, многие же, избежав по видимому здешних наказаний, горчайшие вкусили там, когда правдивый Суд возмерил им, сколько было должно.

Уважив Божие долготерпение, держись добродетели. Ибо не до конца будет терпеть пренебрегаемый Судия, но наложит сильную руку. Почему наперед указует и  оправдывается, что на подлежащих ответственности произносится Им непогрешительный приговор. Молчах, говорит, еда а всегда умолчу, и потерплю; ...истреблю и изсушу вкупе (Ис. 42:14); а сим как бы выражает: «Если образумитесь, Я наперед сказал, что будет. Если же станете упорствовать, то вина не на Мне, вы сами вынудили постигающее вас наказание».

Всего несообразнее с разумом терпение Божие, принимающее к покаянию, обращать в напутие к большим грехам. Если же потому, что не понесли еще наказания, надеетесь, что и не будете наказаны, то вполне знайте, что Божество как человеколюбиво, так нелживо и всемогуще. Оно оказывает человеколюбие, и первые грехопадения оставляет ненаказанными, давая время к исправлению, однако же, если прегрешения паче и паче усиливаются, взыскивает за них напоследок, и подвергает наказанию за все в совокупности... 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Тяжесть наказания соразмеряется с пристрастием ко греху

Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он, хотя и наказывает, но как Отец, и достоин благодарения, как Благодетель.

Бог карает тебя кичливого, чтобы, пришедши в сознание, показал ты в себе перемену на лучшее.

Не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь насылает на нас, что прилично нам.

Каждому тяжесть наказания соразмеряется с намерением его и пристрастием ко греху.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

Если все святые были причастны обучительному наказанию, то будем вместе с ними благодарны и мы, когда обучительно наказаны бываем, чтоб сподобиться быть причастными и славы их. Егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Притч. 3:12). 

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

---картинка линии разделения---

Наказывается гордость, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие ...

Замечательно, что люди раздражительные, после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности, делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, то следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал для них наказание в них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный учитель и вместе палач каждого одержимого ею человека.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

---картинка линии разделения---

О наказаниях Божиих

Се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет [Ин. 5:14]. Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному, как мы слышали сегодня в Евангелии. 

Возлюбленные братия! Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога. 

Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исключения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих, наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности. 

Состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих — и общественных и частных. Расстроенное ядом греха естество наше стяжало способность согрешать, стяжало влечение ко греху, подчинилось насилию греха, не может не производить из себя греха, не может обойтись без него ни в каком виде деятельности своей. Никто из человеков не обновленных не может не грешить, хотя бы и не хотел грешить [Рим. 7:14-23]. 

Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества. Две из них уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второю казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последнею казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными. 

Нередко особенный род греха объемлет целые общества человеческие и навлекает на них казнь Божию. Так содомляне были пожжены огнем, ниспадшим с неба, за преступное угождение плоти; так израильтяне были не раз предаваемы иноплеменникам за уклонение в идолопоклонство; так камень на камне не остался в великолепном Иерусалиме, построенном из чудных камней, а жители его погибли от меча римлян за отвержение Спасителя и богоубийство. Заразителен грех: трудно устоять частному человеку против греха, которым увлечено целое общество. 

Пример казни за грех, сделанный человеком отдельно, наказуемый правосудием Божиим также отдельно, видим в продолжительной болезни исцеленного Господом расслабленного. 

Сказав столько, сколько необходимо знать и сколько можно было ныне сказать о греховности всего рода человеческого и о греховности обществ человеческих, обратим особенное внимание на частную греховность, которую каждый человек имеет свою. Это рассматривание существенно нужно для нас и существенно полезно. Оно может иметь спасительное влияние на деятельность нашу, отвратив ее от пути беззаконий, направив по воле Божией. Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием. Такое убеждение внушит нам употребить все усилия к освобождению себя от увлечения и собственными страстями и порочными обычаями общества, к избавлению себя от временных и вечных казней Божиих. 

Святые отцы [Преподобный Дорофей. Поучение 1-е] утверждают, что до искупления все человеки были обладаемы грехом, творили волю греха и против желания своего. По искуплении рода человеческого Богочеловеком уверовавшие во Христа и обновленные святым Крещением уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха ["Благовестник"; Мф. 12:44-45]. Те, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью. Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения. Это видим на святых мучениках: победив грех в себе, они противостали заблуждению народному, обличили его, не остановились запечатлеть святое свидетельство кровью. Увлеченный и ослепленный собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностью, не поймет его как должно, не отречется от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем. Сущность подвига против греха, подвига, которым обязан подвизаться каждый христианин, заключается в борьбе против греха, в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце, которым не может не сочувствовать тело. "Вечная смерть, — говорит преподобный Макарий Великий, — находится сокровенною внутри сердца: ею человек — мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив во веки, и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они — освященные, и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и называем сном" [Слово 1, гл. 2]. 

Святые, все без исключения [Евр. 12:8], несмотря на то, что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяжким скорбям и искушениям. Отчего это? Свойственно грешникам привлекать на себя наказание Божие; по какой же причине жезл Божий не минует избранных Божиих, поражает их ударами? Разрешается этот вопрос, по наставлению Священного Писании и святых отцов, следующим образом. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла [Преподобный Макарий Великий. Беседа 7я, гл. 4. Святой Исаак Сирский. Слово 1-е]. Неизменяемость в добре — принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа ее — поприще подвигов произвольных и невольных. Умерщвляю тело мое и порабощаю, — говорит Великий Павел, — да не како иным проповедуя, сам неключим буду [1Кор. 9:27]. Апостол говорит это о том осоленном и освященном Божественною благодатью теле, которому не сделал никакого вреда злейший яд ехидны, которого одежды производили исцеления. И такое тело нуждалось в порабощении и умерщвлении, чтоб умерщвленные его страсти не ожили и вечная смерть не воскресла! Доколе христианин, хотя бы он был сосудом Святого Духа, странствует на земле, дотоле вечная смерть может воскреснуть в нем, греховность может снова объять и тело, и душу. Но и одного собственного подвига недостаточно для служителей Божиих к укрощению падения, гнездящегося в естестве, постоянно стремящегося восстановить свое владычество: им нужна помощь от Бога. Вспомоществует им Бог Своею благодатью и жезлом наказания отеческого соразмерно благодати каждого. Великому Павлу дадеся — свидетельствует он — пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости дeem, да не превозношуся [2Кор. 12:7] по поводу возвышеннейшего духовного преуспеяния, по поводу множества бывших ему Божественных откровений, по поводу множества духовных дарований, которые он имел, по поводу множества чудес, которые совершил. Столько повреждена наша природа греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для человека причиною гордости и погибели. Не почести, не слава, не послушание беспрекословное встречали Павла, когда он проповедовал вселенной Христа, доказывая истину проповеди знамениями: ангел сатанин повсюду уготовлял для него козни, сопротивление, уничижение, гонение, напасти, смерть. Познав, что это совершается по попущению Божию, Павел восклицает: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе [2Кор. 12:10]. Павел находил необходимым умерщвлять свое тело, чтоб от послабления телу не возникли плотские страсти: око Промысла Божия усмотрело, что настоит нужда скорбями оградить душу Павла от гордости. Самое чистое естество человеческое имеет в себе нечто гордое, замечает преподобный Макарий Великий [Беседа 7-я, гл. 4]. Вот причина, по которой рабы Божии подвергают себя произвольным лишениям и скорбям, — одновременно подвергаются различным скорбям и искушениям по попущению Промысла Божия, вспомоществующего скорбями подвигу рабов Божиих, охраняющего скорбями подвиг их от растления грехом. Путь земной жизни для всех святых был путем многотрудным, тернистым, исполненным лишений, обставленным бесчисленными напастями. Иные из них, — говорит апостол, — избиени быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиих кожах лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горек и в вертепах и в пропастех земных [Евр. 11:35-38]. Замечает блаженный Симеон Метафраст в жизнеописании великомученика Евстафия: "Богу не благоугодно, чтоб рабы Его, которым Он уготовал на небесах вечную, непременяющуюся честь и славу, пребывали почитаемы и прославляемы суетным и временным почитанием в этом превратном и непостоянном мире" [Четьи-Минеи, 20 сентября]. Отчего так? Оттого, что нет человека, который бы безвредно для души своей мог пребывать на высоте земного величия и благоденствия. Если б кто был равноангельным по нравственности, и тот поколеблется [Святой Исаак Сирский. Слово 1-е]. В нас, в душах наших насаждена падением нашим способность изменяться [Святой Исаак Сирский. Слово 1-е]. Мы не можем не соответствовать и не сообразоваться расположением нашего духа внешним обстоятельствам нашим и вещественному положению. "Прилпе земли душа моя! [Пс. 118:25; ср.: Пс. 137:7] — исповедуется Богу пророк от лица каждого падшего человека: подымает меня с земли, отторгает от нее, вводит во спасение десница Твоя, Твое всесвятое Слово и Твой всесвятой Промысл, растворяя скорбями мое временное благополучие и вместе утешая меня благодатным духовным утешением, вдыхающим влечение к небу в сердце мое. Без этой помощи Божией, по моей несчастной наклонности, которой я не могу противостать одними собственными силами, я бы привязался умом и сердцем исключительно к одному вещественному и страшно, гибельно обманул бы себя, забыв о вечности, о уготованных мне благах в ней, утратил бы их невозвратимо". 

С покорностью Богу, с благодарением, славословием Бога истинные служители Божии принимали попускаемые им скорби Промыслом Божиим. Они благоволили, как выразился святой апостол Павел, о скорбях своих, находили их полезными, нужными, необходимыми для себя, попущение их признавали правильным, благодетельным. Стремление воли своей они присоединили к действию воли Божией: в точном смысле благоволили к наказаниям и вразумлениям, ниспосылаемым от Бога. 

Из такого сердечного залога, из такого образа мыслей взирали святые на постигавшие их напасти. Духовное утешение и радование, обновление души ощущениями будущего века были последствием настроения, внушаемого смиренномудрием. Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, — грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это — милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению.

Грешники, наказуемые Богом, ободритесь: егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет [Евр. 12:6]. Это возвещает нам Священное Писание, вразумляя, утешая, укрепляя нас. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго [Пс. 2:12]; приимите наказание сознанием, что вы достойны наказания; приимите наказание славословием за наказание, славословием правосудного и в правосудии своем милосердого Бога, примите наказание беспристрастным рассмотрением вашей протекшей жизни, исповеданием ваших согрешений, омовением согрешений слезами покаяния, исправлением поведения вашего. Оно, часто, нуждаясь мало в исправлении наружном, нуждается очень много в исправлении тайном: в исправлении образа мыслей, направления, побуждений, намерений. Вы совратились с пути праведного согрешениями вашими: не потеряйте его окончательно ропотом, противосовестным оправданием себя пред собою и людьми, безнадежием, отчаянием, хулою на Бога. Средство вспоможения, данное вам для возведения вас на путь благочестия, употребленное Самим Господом, не обратите в средство решительного расстройства, в средство погубления себя. Иначе прогневается на вас Господь. Он отвратит лице Свое от вас как от чуждых Ему; не будет посылать вам скорбей как забытым и отверженным [Евр. 12:8]; попустит вам истратить земную жизнь по похотениям грехолюбивого вашего сердца и повелит смерти пожать вас внезапно, как плевелы, соделавшиеся по собственному свободному произволению и избранию принадлежности огня гееннского. 

Претерпевающие должным образом попускаемые им от Бога искушения приближаются к Богу, стяжевают дерзновение к Нему, усваиваются Ему, как свидетельствует апостол: аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог [Евр. 12:7]. Бог исполняет духовными благами терпящего скорбь в смирении духа, внимает его умиленной молитве, часто отвращает бич и жезл наказания, если он не нужен для большего духовного преуспеяния. Это совершилось над исцеленным расслабленным, лежавшим тридцать восемь лет в притворе Соломоновом между множеством других больных, которые ожидали, подобно расслабленному, цельбоносного возмущения воды рукою ангельскою. Какое страдальческое положение, вынужденное болезнью и нищетою! Очевидно: пораженные недугом не имели других средств к врачеванию и потому решались на продолжительное ожидание чуда, совершавшегося однажды в год, подававшего верное и полное исцеление от всякой болезни, но лишь одному больному. Болезнь расслабленного была наказанием за грехи, что явствует из наставления, данного Господом исцеленному: Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет. 

 

Исцеление расслабленного



Господь, давший завещание исцеленному расслабленному, чтоб он не впадал снова в те согрешения, за которые наказан болезнью, дал такое же завещание грешнице, которой Он простил грехи ее. Иди, — сказал Спаситель мира присужденной земными праведниками на побиение камнями, — и отселе ктому не согрешай [Ин. 8:11]. Исцеление души и исцеление тела дается милосердым Господом при условии, при одинаковом условии. Грех жены был грех смертный, очевидно, что и грех расслабленного принадлежит к разряду грехов смертных. Эти-то грехи и призывают наиболее казнь Божию. Для погрязшего в пропасти смертных грехов нужна особенная помощь Божия, и является эта помощь явно в наказании, тайно — в призвании к покаянию. Призывается человек к покаянию или посылаемою ему болезнью, как случилось с расслабленным, или попускаемым гонением от человеков, что постигло Давида, или каким-либо другим образом. В каком бы виде ни явилось наказание Божие, должно принимать его со смирением и немедленно стремиться к удовлетворению той Божественной цели, с которою посылается наказание: прибегать к врачевству покаяния, положив в душе своей завет воздержания от того греха, за который карает нас рука Господня. С верностью укажется нам этот грех совестью нашею. Прощение греха и избавление от скорби, которою наказуемся за грех, даруется нам от Бога единственно при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом. 

Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных. Тридцать восемь лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! Но Господом возвещается еще большее наказание за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели болезнь, державшая больного в течение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников. Аминь. 

 

----картинка линии разделения----

 

При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, грабивший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начал уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того чтобы послушаться святого, тот посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее — взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! — сказала она. — Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей-неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, — говаривал он иногда, — моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту». Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством. 

----картинка линии разделения----

Эрон, благовоспитанный юноша, родом из Александрии, безупречной и весьма добродетельной жизни, с прекрасными дарованиями, после великих трудов и подвигов поднялся на мечтательную высоту безумного надмения. Движимый суетным кичением, он возгордился пред святыми отцами и стал поносить всех, в том числе и блаженного Евагрия, говоря: «Последующие твоему учению заблуждаются, потому что не должно следовать другим учителям, кроме Христа». Злоупотребляя еще и свидетельством Слова Божия с превратною целью подкрепить свое безумие, говорил, что Сам Спаситель сказал: «Не нарицайте учителя на земли». 

Надобно сказать правду, что, по рассказам людей, живших с Эроном, жизнь его была необыкновенно строгой и точно подвижническая. Некоторые говорили, что часто он принимал пищу через три месяца, довольствуясь одним приобщением Святых Тайн, и разве еще что-то, если попадался ему дикий овощ. 

Лукавый демон, наконец, так возобладал над ним, что он не мог жить в своей келье, как будто сильный пламень гнал его. Эрон отправился в Александрию, конечно, по Промыслу Божиему. Там он стал посещать зрелища, конские бега и проводить время в корчемницах. Предаваясь, таким образом, чревоугодию и пьянству, он впал в нечистую похоть любострастия. От нечистоты жизни открылась у него злокачественная болезнь, которая страшно мучила его полгода. Когда сделалось ему легче, он пришел в доброе чувство и возжелал вновь приобщиться к небесной жизни, исповедовал все, что было с ним, пред святыми отцами и через несколько дней скончался. 

----картинка линии разделения----

Блаженный Геннадий, патриарх Константинопольский, отличался величайшей кротостью, чистотою и воздержанием. Однако было время, когда многие жаловались ему на одного клирика, по имени Харисим, весьма дурного поведения. Патриарх пытался вразумить его, но никакие вразумления на него не действовали; приказал наказать по правилам отеческим и церковным — наказание не принесло ни малейшей пользы: дело дошло до волхования и убийства... 

Тогда патриарх призывает к себе одного из апокризиариев и посылает его к святому Елевферию, в храме которого Харисим был чтецом, и поручает сказать ему: «Святой Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» Апокризиарий отправился в храм святого мученика Елевферия и стал пред жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святый мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе через меня грешного: твой воин много грешит, или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым... все были поражены происшедшим и прославили Бога. 

----картинка линии разделения---- 

По удалении преподобного Дионисия из обители принадлежащее ему место, известное тем, что там находилась пещера с живительным источником воды, занял пастух. Он построил себе шалаш и скотный двор. Ученики  преподобного напрасно просили его вернуться. Наконец преподобный возвратился и, узнав о пастухе, кротко убеждал того оставить обитель и не отнимать достояния иноческого, но пастух не захотел услышать его просьбы и, вместо повиновения, стал еще более досаждать старцу. Тогда преподобный предостерег его: «Если есть воля Божия жить здесь инокам, то ты увидишь это». И нечестивый пастух вскоре увидел следствие своего безрассудства. 

Однажды, когда стада его рассыпались по пустынным пажитям вокруг монастыря, от скалы отторгся огромный камень и передавил значительную часть овец. Мало того: в его стадах день ото дня увеличивался падеж, так что в краткое время он лишился всех стад и сам впал в тяжкий недуг, от которого никакие средства не могли восстановить его. Когда же о его несчастии узнали соседи и выведали о причине недуга, то посоветовали обратиться к преподобному и просить у него прощения и исцеления. Больной так и сделал. Преподобный, тронутый его страданиями, благословил его и в течение седмицы, питая братскою трапезою, совершенно возвратил ему здравие. 

----картинка линии разделения----

Преподобные Савватий и Герман, водрузив крест, поставили келью и поселились на Соловецком острове. Господь, к утешению пустынников, особым образом показал предназначение этого острова. 

Прибрежные жители стали завидовать преподобным, считая себя наследственными владельцами всего прибрежья и островов Белого моря. И вот, по общему совету, один рыбак с женою и со всем домом приплыли на остров и поселились недалеко от кельи иноков. Преподобные Савватий и Герман не прерывали порядка своей жизни. Как то в воскресный день, рано утром, окончив келейное правило, о. Савватий с кадильницею вышел из кельи покадить крест, водруженный по прибытии на остров, и услышал громкий плач как бы лица, подвергаемого биению. В ужасе преподобный возвратился в келью и рассказал своему другу о слышанном вопле. Преподобный Герман, выйдя из кельи, также услышал стоны и крики и, достигнув места, откуда они раздавались, нашел плачущую женщину, которая рассказала ему следующее: «Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня двое светлых юношей: схватили и стали бить прутьями, требуя, чтобы ушли мы с этого места, что нам нельзя здесь жить, потому что, по воле Божией, оно предназначено для проживания иноков. После этого юноши сделались невидимыми». Герман, возвратившись в келью, передал Савватию все слышанное от женщины, и оба прославили Бога. 

Между тем рыбак, устрашенный видением, взяв жену и свое имущество, отплыл обратно в село, где прежде жил. С этого времени никто из мирских людей не дерзал селиться на острове. 

----картинка линии разделения----

Один из прежних знакомых преподобной мученицы Евдокии, именем Филострат, вспомнив о прежней греховной жизни ее, по суетному искушению диавола, облекся в монашеское одеяние и, взяв с собою немного золота, пришел в то место, где пребывала Евдокия. 

Войдя к ней с желанием убедить ее вернуться к прежней жизни и увидев Евдокию в смиренном виде, на войлочном ложе на полу, он с гневом сказал ей: «Что это значит, Евдокия? Кто тебя, бывшую в царском положении и воеводском могуществе и блестяще жившую в величайшем городе, прельстил обратиться к такому смирению и отказаться от всех твоих дел и имений? Ныне весь наш город рыдает по тебе. Послушай меня, госпожа моя Евдокия, и не презри всех обращающих через меня свои просьбы к тебе, и пойди со мною; отринув сию смиренную одежду, голод и губительное подвижничество, возвратись к прежней жизни и наслаждайся, как прежде. У тебя нет никого гонящего или унижающего тебя. Зачем ты раньше времени губишь себя?..» 

С негодованием слушала Евдокия его слова. Когда тот, высказав все, хотел выйти, она, гневно взглянув на него, дунула ему в лицо, сказав: «Да накажет тебя Господь Иисус Христос, праведный Судия, рабою Которого я, недостойная, удостоилась называться, и да не даст тебе возвратиться туда, откуда ты пришел, поскольку ты сын диавола». При этих словах он упал и испустил дух. Видя это, девы начали говорить между собою: «Что же это значит, человек тотчас умер от дуновения ее, очевидно, она угодила Богу больше нас. Ибо если бы она не обладала таким великим даром, то не умер бы человек от дуновения ее. И что нам делать ныне? Царь, как язычник, услышав сие, может послать войско и сжечь монастырь наш». 

Одна из них сказала: «Помолчим сей вечер, а ночью помолимся Господу, и Христос откроет нам причину происшедшего». Когда миновала ночь и девы хотели начать псалмопение, блаженная Евдокия узрела в видении Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ей: «Встань, Евдокия, прославь Бога твоего и, преклонив колена и помолившись, воздвигни пришедшего к тебе по внушению диавола, тогда познаешь силу Христа, в Которого ты уверовала, ибо по совершении тобою сего знамения большая благодать снизойдет на тебя». Блаженная Евдокия, пробудившись и усердно помолившись Господу в течение многих часов, воскресила умершего. Филострат, воскреснув и немного придя в себя как бы от сна, узнал, какою силою он воздвигнут, и, бросившись к ногам блаженной, умолял ее, говоря: «Молю тебя, праведная Евдокия, истинная раба Великого Бога, прими меня, кающегося в нечестивых словах, которыми я согрешил пред тобою, ибо я познал, сколь сильному Богу служишь ты». Блаженная Евдокия говорит ему: «Иди с миром путем твоим, поскольку Господь посетил тебя милостью Своею, и ты не чуждайся веры в Бога моего». 

----картинка линии разделения----

Однажды святитель Иона, митрополит Московский, исцелил молитвою от смертной болезни дочь великого князя Василия Васильевича. Один человек не поверил чуду и говорил, что великая княжна не по молитвам святого исцелилась, а просто похворала, да и выздоровела. Святитель призвал не верившего и сказал ему: «Чадо, не сомневайся нисколько относительно исцеления княжны, ибо невозможное от человека, возможно суть от Бога. Княжна сверх чаяния выздоровела ради веры благочестивых родителей». Но хулитель не унимался. Чем же кончилось? По попущению Божию он внезапно упал на землю и сделался безгласным, а вскоре и душу изверже, яко дерзнув похулением искусити Духа Святаго. Наказание страшное. Но не постигает ли таковое и нынешних неверующих — хулителей великих дел Божиих? Да, постоянно постигает, кто, как не подобные хулители, то и дело умирают без покаяния? А разве это не то же, что и внезапная смерть? Конечно, то же, даже еще хуже, ибо нераскаянных грешников в будущей жизни ждет другая, несравненно горшая смерти телесной, — смерть вечная, смерть души, вечное разлучение с Богом, вечный мрак, вечное мучение. 

----картинка линии разделения----

В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаий. Он, оскорбляя Пресвятую Богородицу, представлял Ее в театре. И вот явилась ему во сне Богородица и говорит: «Какое зло Я причинила тебе? За что ты издеваешься и поносишь Меня?» Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пречистая с тем же вразумлением, но комедиант не подумал исправиться. Наконец, однажды, во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказав ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна... Всем показывал себя несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое воспринял достойное возмездие, и то еще ради человеколюбия. 

----картинка линии разделения----

В Киеве проживала молодая вдова, у которой был единственный сын, мальчик десяти лет. В нем она души не чаяла и буквально его боготворила. Однажды у нее за столом сидели гости. Речь зашла о красоте природы и Божием величии. Вдова, слыша такие слова, указала на своего сына, который сидел здесь же и ел котлету: «Вот мой бог и мое сокровище. Никого другого я не признаю». Не успела она произнести это, как раздался ужасный крик. Мальчик подавился котлетой и тут же, через несколько минут, скончался. Лицо его было искажено смертельным страданием. Отчаянию матери не было предела. Измученная, с истерзанной душой, она ходила по дому, как безумная. Мальчика приготовили к погребению. Няня заметила, что на груди у него нет креста, и, обращаясь к матери, сказала: «У Володи нет креста. Может, повесить ему крест на шею?» Но мать, услышав слово «крест», поспешно отвечала: «Нет, не нужно, к чему его вешать на грудь» — и вышла в соседнюю комнату. Няня, как глубоко верующий человек, не могла примириться с мыслью, чтобы ребенок был погребен без креста. Она сняла с себя крест, который берегла от дней своего младенчества, и с глубоким благоговением возложила его на грудь отрока. И вдруг, о чудо! Лицо мальчика, до этого обезображенное конвульсиями, вдруг просветлело и улыбнулось. Няня, видя такое чудо, залилась горячими слезами умиления. Мать, слыша плач няни, вошла в комнату и, видя улыбающееся лицо сына, вскрикнула: «Он жив, он жив!» — «Нет, Володя мертв. Но после того как я возложила на него свой крест, благодать Божия просветила миром его душу и тело». Тогда мать, видя силу знамения креста Господня, засвидетельствованную улыбкой на мертвом лице отрока, признала в этом знамении явление благодати Божией. Припав к иконе, она со слезами умиления и раскаяния молилась о прощении своих согрешений и упокоении сына.

 

----картинка линии разделения----