ЛЮБОВЬ И РОДИТЕЛИ

 ----картинка линии разделения----

  

Для того Господь и вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о детях. 

Святитель Иоанн Златоуст

 

 ----картинка линии разделения----

 

Бог (Отец)

Бог (Отец) 

----картинка линии разделения----

Заповедь почтения к родителям

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой, дает тебе (Исх.20:12).

 

 ----картинка линии разделения----

 

БИБЛИЯ, Ветхий Завет, Бытие

Пророк Моисей Боговидец  

----картинка линии разделения----

Сим и Иафет взяли одежду и покрыли наготу отца своего

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник, и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего, лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 

 

И увидел Хам, наготу отца своего...

 

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых, Ханаан же будет рабом ему (Быт.9:20-29).

 

----картинка линии разделения----

 

 

Апостол Лука

И Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них 

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

 

Через три дня нашли Его в храме... посреди учителей

 

И, увидев Его, удивились, и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк.2:41-52). 

Притча о блудном сыне

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться, и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней, и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода, встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 

 

Возвращение блудного сына  

 

Старший же сын его был на поле и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование, и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:11-32).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов 

----картинка линии разделения----

Любовь Иисуса Христа к Матери своей

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жèно! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!

 

И с этого времени ученик сей взял Ее к себе

 

И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.19:25-27).

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел

----картинка линии разделения----

Повинуйтесь своим родителям в Господе

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф.6:1-4).

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

Немалая награда ожидает за почтение к родителям

Легко отречется и великого Бога тот, кто отрекся отца. Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям, нам заповедано чтить их, как владык... (Сир. 3:7).

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения---

Оскорбляющий родителей наносит обиду … и всем людям

Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий, имя ему было Илий. Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он не удерживал их и не останавливал, или вернее, он удерживал и останавливал, но делал это не с надлежащим усердием. А поступки этих сыновей состояли в любодеянии и чревоугодии.

Он выставлял на вид грех, показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное осуждение, однако же, так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб вместе с ними. Следовало бы, и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым.

Для того Он <Господь> и вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о детях. И самим детям Он заповедует многое относительно их родителей, награждая послушных, а неблагодарных наказывая, и таким образом делая их еще более любезными для родителей. Так, когда кто сделает нас властными над кем-либо, то этою честию он налагает на нас сильнейшее обязательство заботиться о нем.

Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Его <Божиими> повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким образом, и детей весьма строго подчиняя родителям, и в родителях возбуждая любовь к детям. И не этим только, но и другим еще... способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно также поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостоивая почестей и похвал.

Бог не будет снисходительно переносить нерадение о тех, о которых Сам Он столько печется. Ибо невозможно, чтобы один и тот же Бог и столько делал Сам для спасения детей, и оставлял без внимания нерадение о них со стороны родителей. Так Он не оставит этого без внимания, но будет сильно негодовать и гневаться... Если мы имеем повеление неусыпно заботиться о душах их <детей>, яко слово воздати хотшце (Евр. 13:17), тем более отец, который родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Как не может он прибегать к извинению и оправданию в своих собственных грехах, так точно и в проступках детей.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы... что они хуже даже детоубийц. Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас.

Это зло, что вы не советуете детям ничего полезного... не было бы так велико! Но теперь вы увлекаете их еще к противному... Когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: «такой-то человек низкий и из низкого состояния, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Другой говорит: «такой-то, изучив италийский язык, блистает при дворе и всем там распоряжается». Иной опять указывает на другого, и все — на прославившихся на земле, а о небесном никто не разу не вспоминает; если же иной попытается напомнить, то он прогоняется, как человек, который все расстраивает.

Когда... с самого начала, учите их <детей> не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, т. е. корыстолюбие, и еще более порочную страсть — суетное тщеславие. Каждая из них и порознь может извратить все, а когда они обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то... извращают все доброе и наносят столько терния, столько песку, столько сору, что делают душу бесплодною и не способную ни к чему доброму.

Неразумные в отношении к Богу презирают и родителей... служащие Создателю оказывают и родителям многую честь.

Хам нанес оскорбление отцу, забыл о почтении, какое дети обязаны воздавать родителям, обнаружил прегрешение отца, хотел и братьев увлечь и сделать сообщниками в своей дерзости.

Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать... Он <Ханаан> подвергся проклятию не только за грех отца <Хама>, но, без сомнения, и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание.

Если мы будем внимательны, то все это появившееся в жизни за грехи прародителей нисколько не сможет повредить нам, а останется одним только названием.

Ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах.

Но узнав, какому наказанию подвергся открывший наготу отца, надобно уже выслушать и то, каких наград удостоиваются оказавшие такое уважение и почтение к отцу. И рече, сказано, Ной: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок его... (Быт. 9:26). Ной, благословивши Бога, как бы обязал Его к большему благословению и приобрел Симу большее воздаяние, нежели когда бы он сам от себя благословил его. Как в том случае, когда Бог за нас благословляется, Он удостоивает нас великого Своего благословения, так, напротив, когда другие из-за нас хулят Его, тогда мы подвергаемся тем большему осуждению за то, что подали повод к этому.

Видишь, как он (Ной) налагает на Хама отеческое наказание, которое скорее есть вразумление, нежели наказание. Он был ведь отец, и отец чадолюбивый; и хотел не столько наложить достойное наказание, сколько пресечь дальнейшее распространение зла.

Авраам, благоутождая Богу, оказывал почтение и к родителям своим, но и сам был так много любим отцом своим, что ради его и отец удалился оттуда <из Месопотамии>, и по любви к сыну решился оставить отечество свое и поселиться в чужой стране.

Авраам готов был... даже без родственников, один сам собою предпринять странствование, но... добродетель этого мужа и его любовь к родителям побуждала и отца сопутствовать ему.

Оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. ...Так как оскорбление наносится общей (человеческой) природе... В самом деле, такой человек — общий неприятель и враг всех — и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни.

Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения---

Изо всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Если чтишь Бога, то почитай и родивших тебя. Если боишься Бога, то в продолжение всей жизни бойся отца и матери.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Кирилл Александрийский

Святитель Кирилл Александрийский

----картинка линии разделения----

Почтение к родителям есть дело весьма необходимое для нас.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

 (Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам)

К детям и родителям 6:1-4

Стих 1. Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно.

«Как художники, изображая тела, начинают с головы, потом переходят к шее, и наконец — к ногам, точно так поступает блаженный Павел в речах своих. Сказав прежде о муже и жене, теперь приступает говорить о детях, потому что над женой господствует муж, а над детьми муж и жена — вместе. Итак, слушай, что говорит он: чада, послушайте родителей своих о Господе» (святой Златоуст).

Послушание — основная обязанность детей в отношении к родителям, естественное следствие физической и нравственной зависимости, в какой состоят дети от родителей. Христианский характер получает оно, когда, кроме того, исполняется о Господе, то есть Иисусе Христе, в духе Христовом, ради Христа, из предваряющего всестороннего послушания Христу Господу, или, как в начале сказано, в страхе Господни.

Словом: о Господе и то сказывается, что это послушание благоугодно Господу, и то внушается, что в случае, если воля родителей будет несогласна с волею Господнею, то дети могут и не послушать их, чтоб не преслушать Господа. Святой Златоуст говорит: «О Господе, то есть на это есть воля Господня. — Бог, говорит, повелел так. Но как поступить, если бы приказания были безнравственные? Хотя весьма трудно ожидать, чтобы какой-нибудь отец, даже самый бесчестный, стал приказывать своим детям что-либо безнравственное, впрочем, и для подобного случая Апостол дает наставление, сказав: о Господе, то есть так, чтобы исполнением воли родителей тебе не оскорбить Бога. Например, если отец будет эллин или еретик, то уже не следует во всем слушаться его, потому что это не о Господе (то есть слушаться по предметам эллинства и еретичества)».

Сие бо есть праведно. Первое основание заповеди сей и первое к тому побуждение. И естественный закон справедливости того требует. Что может быть справедливее, как повиноваться тем, от которых получили бытие, воспитание и направление жизни. Равного за это воздаяния и принесть нельзя. Да воздается всегдашнее послушание. Чтобы это естественное дело освящалось верою, надо детям видеть в родителях представителей Творца и Промыслителя, чрез них волю Свою о них изрекающего, и в сем качестве слушаться их и чтить их. Святой Златоуст говорит: «Заметь, какое твердое основание для добродетельной жизни полагает Апостол, — и справедливо, — в почитании и уважении родителей. Запретив худые поступки и намереваясь изложить учение о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почитание к родителям, так как они для нас, после Бога, главные виновники жизни нашей, поэтому они же первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди. Если же кто не почтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?!»

Стих 2. Чти отца твоего и матерь; яже есть заповедь первая в обетовании.

Второе основание и побуждение к повиновению родителям для детей берет Апостол в заповеди закона чтить отца и матерь. Кто искренно почитает родителей, тот как решится оказать им непослушание? — И кто не оказывает послушания, тому, кто поверит, что он почитает родителей? Почитание родителей — внутреннее чувство, дела послушания им — обнаружение внутреннего почитания. Но как послушание возможно и не из почитания, а или по страху, или по расчетам каким, например, о наследии, то Апостол хорошо поставил в основу послушания закон почитания, чтоб видно было, кто есть истинный оказыватель послушания.

«Но в каком смысле сказано: Я же есть заповедь первая? — Апостол называет эту заповедь первою не в отношении к порядку, а в отношении к обетованию» (святой Златоуст).

Стих 3. Да благо ти будет, и будеши долголетен на земли.

«Здесь не беседует Апостол ни о Христе, ни о других возвышенных предметах, потому что умы, к которым обращает свою речь, еще нежны, посему же и увещание делает краткое, так как дети не могут следовать за длинным словом; по этой же причине и о Царствии Божием не говорит ни слова: не такому возрасту слушать об этом, но что больше всего желает слышать младенческая душа, о том и говорит, именно, что она будет долголетна. Если же кто станет доискиваться, для чего Апостол не говорит детям о Царстве благодати, а предлагает заповедь из закона Моисеева, — тем мы скажем, что он поступил так с ними потому, что они еще очень молоды, и потому еще, что весьма хорошо понимал, что если муж и жена верны будут тому закону, который он им изложил, то для них не будет стоить большого труда подчинить и детей тому же закону. Когда дело получает доброе начало и имеет верное и прочное основание, тогда оно идет весьма легко, успешно и твердо. Но положить основание и поставить опору — в этом-то и заключается немаловажная трудность» (святой Златоуст).

Стих 4. И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни.

Отцы. О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы — то же, что родители.

Не раздражайте чад. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен, гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21). До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.

Обязавши — не раздражать, чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей,— обязывает воспитывать. Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их, как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении. Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым — сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым — на вложение в ум здравых о всем понятий.

Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.

Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их, к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? — не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих. Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? — С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: чти отца твоего и матерь твою,— слова, направленные к твоей пользе. Не говори: "Это слушание Писаний — дело монахов, ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!" Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве,— в наказании и учении Господни.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это — мой долг!

Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто, прежде всего, научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному, этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, — нравственность, а не сила речи, — дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно». 

 

***

Некий человек имел сына весьма почтительного и послушного. Один злой человек, желая поссорить их, сказал юноше: «Поклянись мне в том, что как я научу поступить тебя по отношению к отцу твоему, так ты и поступишь». Тот, не подозревая ничего плохого, поклялся. Злой человек и говорит: «Иди и сейчас же поссорься с отцом твоим, и досади ему, и нанеси ему раны сердечные языком твоим и гляди с наглостью на лицо его. Да смотри же, непременно все исполни, что я говорю тебе. Не забывай, что ты дал клятву мне». Юноша, услышав эти слова, понял, с кем он имеет дело, и ответил злому наушнику: «Вижу я в тебе человека лживого, врага отцу моему и желающего погибели души моей. Поэтому знай, что тебе никогда не соблазнить меня, как соблазнил змей Еву, и никогда не ввести в преступление твоей злобой и хитростью. Я ненавижу твой безбожный совет и никогда не перестану повиноваться отцу моему ради спасения моей души».

 

***

Святитель Иоанн Златоуст, лишившись в молодости отца, ушел в Афины. Изучив там философию и книжную мудрость, он возвратился на родину, в Антиохию, а потом решил уйти из мира и принять иноческий образ. Задуманное, однако же, нескоро ему удалось привести в исполнение, и вот почему.

Его мать Анфуса, узнав о его намерении, сильно огорчилась и решила остановить его. Призвав его к себе, она, со слезами, сказала ему: «Божиим изволением суждено, чадо, тебе сиротство, а мне вдовство. Ты знаешь, ничто не могло заставить меня вступить во второй брак и привести другого мужа в дом твоего отца. Но как трудно мне было пережить эти годы! Во вдовстве я пребывала как в буре или в печи огненной, перенося всевозможные искушения, и только ты один был в это время моим утешением, ты, в котором я видела образ твоего родителя. Вот и имение его все сохранено мной, и все приготовлено для тебя на годы твоего мужества. Пожалей же меня, останься со мной и похорони. Тогда можешь свое желание привести в исполнение». Иоанна тронули мольбы матери, он отложил свое намерение стать иноком, дождался ее смерти и сам похоронил ее. Только после этого, раздав свое имение, освободив рабов, он ушел в монастырь и принял монашеский постриг.

 

Матери святых

Икона Святых Емилии, Анфусы и Нонны, матерей трех Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста,  Григория Богослова 

Преподобномученик Нектарий в юности обманным путем был обращен в магометанство. Когда, одетый в турецкое платье, он пришел к своей матери, то благочестивая и мужественная женщина и мать, увидев его в таком одеянии, сказала: «Не являйся ко мне! Я не знаю, кто ты такой». Юноша сознался, что он стал магометанином. Но добрая и истинная христианка с еще большей силой произнесла: «Прочь отсюда! Я не родила тебя турком, а родила христианином Николаем, удались отсюда сейчас же, чтобы не видели тебя глаза мои». Слова доброй матери до глубины пронзили сердце сына. Теперь только осознал он важность своего бедствия и с великой скорбью, не сказав ни одного слова благочестивой своей матери, удалился от нее. Придя в себя, он стал молиться от всей души Богу и Отцу щедрот, чтобы Он помиловал его, как познавшего беззаконие свое и имеющего грех свой и свою вину, чтобы Он Сам, имиже весть судьбами, наставил его на правый путь. Удалившись на Афон, он принес там искреннее покаяние в отступничестве и принял монашество. А через некоторое время добровольно и бесстрашно исповедал Христа перед турецкими властями, за что и принял мученическую кончину.

 

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com