СВОЙСТВА КРЕСТА

 ----картинка линии разделения----

 

С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание. Крестом стали явны для всех дела боговедения. 

Святитель Афанасий Великий

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

---картинка линии разделения---

КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЕТ КРЕСТ ?

В ка­ком смыс­ле и чей об­раз яв­ля­ет нам фор­ма Крес­та, ко­торый со­дер­жится у нас в та­кой чес­ти и ко­торо­му ра­дос­тно, с лю­бовью и не­насы­тимым же­лани­ем пок­ло­ня­ем­ся, ис­то­рия ко­торо­го как бы всей тва­ри из­вес­тна и пов­то­ря­ема ею? Но как бо­жес­твен­ная си­ла та­инс­твен­но жи­вет в нем, - точ­но так же, как Бог име­ет обык­но­вение дей­ство­вать во вся­ком по­коле­нии, по­казы­вая чу­до си­лы Сво­ей в том, что на ма­тери­аль­ных пред­ме­тах во все вре­мена по­меща­ет Он страш­ным об­ра­зом Свое чес­тное имя и яв­ля­ет в них ми­ру чу­деса и ве­личие и пос­редс­твом их ока­зыва­ет ве­ликие бла­годе­яния че­лове­чес­тву, - все это мы опи­шем, нас­коль­ко воз­можно, прос­тым сло­вом о си­ле дос­тослав­ной и веч­ной, ко­торая пре­быва­ет в Крес­те, так что­бы ста­ло по­нят­но, что Он есть Бог, Ко­торый со­вер­ша­ет и дей­ству­ет все во всем - как сре­ди древ­них, так и сре­ди лю­дей не­дав­не­го вре­мени, и во ве­ки. Мы не го­ворим о си­ле в Крес­те от­личной от той, бла­года­ря ко­торой ми­ры приш­ли в бы­тие, си­лы веч­ной и без­на­чаль­ной, ве­дущей тво­рение во все вре­мена и неп­ре­рыв­но, бо­жес­твен­но и пре­выше вся­кого зна­ния, в со­от­ветс­твии с во­лей Бо­жес­тва Его. 

Что же? Не­ог­ра­ничен­ная си­ла Бо­жия жи­вет в Крес­те, так же как она жи­ла не­пос­ти­жимым об­ра­зом в том ков­че­ге, ко­торо­му На­род пок­ло­нял­ся с ве­ликим бла­гого­вени­ем и стра­хом, - жи­ла, со­вер­шая в нем чу­деса и страш­ные зна­мения сре­ди тех, кто не сты­дил­ся на­зывать его да­же Бо­гом, то есть, кто смот­рел на не­го в стра­хе, как бы на са­мого Бо­га, ибо честь дос­то­чес­тно­го име­ни Бо­жия бы­ла на нем. Не толь­ко На­род по­читал Его под этим име­нем, но и иные вра­жес­кие на­роды: Го­ре нам, ибо Бог На­рода при­шел се­год­ня в стан. Та са­мая си­ла, что бы­ла в ков­че­ге, жи­вет, как мы ве­ру­ем, в этом пок­ло­ня­емом об­ра­зе Крес­та, ко­торый по­чита­ет­ся на­ми в ве­ликом соз­на­нии при­сутс­твия Бо­жия. Что же бы­ло в этом ков­че­ге, де­лав­шее его столь страш­ным и ис­полнен­ным вся­ких сил и зна­мений, по­мимо со­суда с ман­ной, скри­жалей За­вета, на­чер­танных Мо­исе­ем, и проц­ветше­го жез­ла А­аро­нова? Не по­вер­га­лись ли Мо­исей и на­род пе­ред ков­че­гом в ве­ликом стра­хе и тре­пете? Не ле­жал ли И­исус сын На­вин пе­ред ним с ут­ра до ве­чера, прос­тершись на ли­це? Не бы­ли ли страш­ные от­кро­вения Бо­жии яв­ле­ны в нем, вы­зывав­шие по­чита­ние его? Ибо Ше­хина Бо­жия жи­ла в нем - та са­мая, что жи­вет те­перь в Крес­те: она уш­ла от­ту­да и та­инс­твен­но все­лилась в Крест. 

Не в мень­шей сте­пени яв­ле­на си­ла этой Ше­хины в зна­мени­ях и си­лах Крес­та, чем в тех пред­ме­тах, но да­же в боль­шей сте­пени. Не бы­ли ли все чу­деса, опи­сан­ные в Де­яни­ях, со­вер­шавши­еся ру­ками апос­то­лов, бо­лее ве­лики­ми, чем те, что со­вер­ша­лись в древ­ности? Кто не при­нима­ет пос­ледних, тот не по­верит и в пер­вые. Ибо мно­гие си­лою Крес­та ук­ро­щали ди­ких зве­рей, по­казы­вали дер­зно­вение пе­ред ли­цом ог­ня, хо­дили по во­дам, вос­кре­шали мер­твых, ос­та­нав­ли­вали чу­му, зас­тавля­ли ис­точни­ки течь в ис­сохшей и ди­кой мес­тнос­ти, по­лага­ли гра­ницы мо­рям, при­казы­вали по­токам ве­ликих рек течь в об­ратную сто­рону, об­ра­щали ре­ки вспять. Да что го­ворить об этом? Да­же сам са­тана со всей его властью стра­шит­ся об­ра­за Крес­та, ког­да он на­чер­ты­ва­ет­ся на­ми про­тив не­го. Но и о том, что важ­нее этих ве­щей, пос­лу­шай. Пред­ме­ты, ко­торые име­ли мес­то в том слу­жении, со все­ми зна­мени­ями и си­лами, про­ис­хо­див­ши­ми в их при­сутс­твии, не мог­ли ис­ко­ренить да­же ма­лый вид гре­ха, тог­да как в слу­жении Крес­та грех сде­лал­ся по­добен па­ути­не, на ко­торой ви­сит неч­то тя­желое, не мо­гущее удер­жать­ся на ней. И ес­ли смерть бы­ла столь страш­на для че­лове­чес­ко­го ес­тес­тва, то сей­час да­же жен­щи­ны и де­ти сме­ют­ся над ней. Смерть, ко­торая царс­тву­ет над всем, не толь­ко ока­залась те­перь лег­че для чад ве­ры, но и у языч­ни­ков весь­ма умень­шил­ся страх пе­ред ней по срав­не­нию с тем, что бы­ло преж­де. 

По­чита­ем Тот, Кто от­ме­нил Свой при­говор нам че­рез при­мире­ние, со­вер­шенное Им ра­ди нас. Бла­гос­ло­вен Тот, Кто вос­хо­тел от­кры­то явить в на­ши вре­мена веч­ную лю­бовь Свою, ко­торую име­ет Он по от­но­шению к тва­ри. Ибо пе­ред той де­ревян­ной конс­трук­ци­ей, о ко­торой го­ворит­ся, что в ней жи­ла Ше­хина Бо­жия, пок­ло­нение, пол­ное ужа­са, бы­ло пос­то­ян­но воз­да­ва­емо Бо­гу Мо­исе­ем и всем На­родом. Как это так, что Бог ска­зал в За­коне На­роду че­рез Мо­исея: Не пок­ло­няй­тесь из­де­лию рук че­лове­чес­ких или ка­кому-ли­бо об­ра­зу или по­добию, - и од­на­ко же ков­чег ру­кою плот­ни­ков был пос­тро­ен, и эти скри­жали бы­ли вы­сече­ны ру­ками Мо­исея из го­ры и его пер­стом над­пи­саны? Но пос­коль­ку лю­ди упот­ребля­ли имя идо­лов по от­но­шению к тем пред­ме­там, они по­луча­ли на­каза­ние, тог­да как в слу­чае этих ве­щей, пос­коль­ку слав­ное и пок­ло­ня­емое имя Бо­жие бы­ло по­меще­но на них, си­ла Бо­жия бы­ла яв­ле­на в них от­кры­то. По­мощь и спа­сение че­рез них по­луча­ли лю­ди, и страш­ные зна­мения со­вер­ша­лись в них сверхъ­ес­тес­твен­но. Та­кими же свой­ства­ми об­ла­да­ет Крест. Ибо сра­зу, как толь­ко этот об­раз изоб­ра­жа­ет­ся на сте­не или на дос­ке, или из­го­тов­ля­ет­ся из ка­ких-ли­бо ви­дов зо­лота или се­реб­ра или то­му по­доб­но­го, или вы­реза­ет­ся из де­рева, тот­час он об­ле­ка­ет­ся в бо­жес­твен­ную си­лу, ко­торая не­ког­да оби­тала там, и на­пол­ня­ет­ся ею и ста­новит­ся мес­том бо­жес­твен­ной Ше­хины - да­же в боль­шей сте­пени, чем ков­чег. Как слу­жение Но­вого За­вета бо­лее дос­то­чес­тно пе­ред Бо­гом, чем то, что име­ло мес­то в Вет­хом За­вете, и как есть раз­ни­ца меж­ду Мо­исе­ем и Хрис­том, и как слу­жение, ко­торое по­лучил И­исус, луч­ше то­го, ко­торое бы­ло да­но че­рез Мо­исея, и как сла­ва че­лове­ка бо­лее ве­лика и бо­лее прек­расна в тво­рении, чем сла­ва бес­сло­вес­ных пред­ме­тов, так же и этот об­раз, ко­торый те­перь су­щес­тву­ет, нам­но­го бо­лее дос­точтим по при­чине чес­ти То­го Че­лове­ка, Ко­торо­го от нас взя­ло Бо­жес­тво в жи­лище Се­бе, и по при­чине то­го бо­жес­твен­но­го бла­гово­ления, ко­торое есть в этом Че­лове­ке, став­шем пол­ностью хра­мом Его, - бла­гово­ления, от­лично­го от то­го про­об­ра­зова­тель­но­го бла­гово­ления, ко­торое в древ­ности бы­ло в бес­сло­вес­ных пред­ме­тах, про­об­ра­зовав­ших, слов­но тень, бу­дущие бла­га во Хрис­те. 

По­доб­ным об­ра­зом ес­ли бы мы упот­ре­били дру­гое имя по от­но­шению к из­го­тов­ле­нию этой фор­мы, мы по­луча­ли бы на­каза­ние, ког­да бы ни пок­ло­нялись ему, как те, ко­торые тог­да под­ме­нили пок­ло­нение Бо­гу идо­лопок­лонс­твом. Ны­не же, пос­коль­ку это - во имя Че­лове­ка, в Ко­тором жи­вет Бо­жес­тво, о Ко­тором пос­то­ян­но го­ворит­ся в Вет­хом За­вете, Ко­торо­го ис­полне­ние на­де­ют­ся уви­деть на­ши две­над­цать ко­лен, усер­дно слу­жа Бо­гу день и ночь, мы по­нима­ем все эти ве­щи. Ког­да мы смот­рим на Крест во вре­мя мо­лит­вы или пок­ло­ня­ем­ся его изоб­ра­жению, ко­торое есть об­раз то­го Че­лове­ка, что был рас­пят на нем, бо­жес­твен­ную си­лу по­луча­ем мы че­рез не­го и по­мощи, спа­сения и не­из­ре­чен­ных благ в этом ми­ре и в ми­ре гря­дущем удос­та­ива­ем­ся - и все это че­рез Крест. Ибо и на крыш­ку, ко­торая бы­ла там по­меще­на по­верх ков­че­га, ко­торая бы­ла из­го­тов­ле­на из зо­лота и в ко­торой си­ла Бо­жия бы­ла яв­ле­на от­кры­то, не дер­зал свя­щен­ник, ког­да толь­ко вхо­дил ту­да, под­нять гла­за свои и рас­смат­ри­вать ее, так как страш­ная Ше­хина Бо­жес­тва бы­ла на ней, и бо­лее страш­ным и дос­то­чес­тным был вид у нее, чем у всех про­чих пред­ме­тов, сос­тавляв­ших часть это­го слу­жения. Ибо го­ворят пра­вос­лавные От­цы, что тай­ну че­лове­чес­тва Гос­по­да на­шего изоб­ра­жала эта крыш­ка. Ес­ли же об­раз был так стра­шен, нас­коль­ко бо­лее страш­но ис­полне­ние этих об­ра­зов и тот са­мый Пер­во­об­раз, Ко­торо­му при­над­ле­жат тай­ны и об­ра­зы. Но там бы­ли стро­гость и ве­ликий страх, ко­торые тре­бова­лись в том слу­жении, здесь же - ми­лость. Ибо там вся­кий, кто про­яв­лял дер­зно­вение, дей­ствуя бес­печно по от­но­шению к тем тай­нам, об­ра­зам и сим­во­лам, не­мед­ленно по­лучал на­каза­ние, по­доб­но тем, ко­торые бы­ли сож­же­ны ог­нем сво­их ка­диль­ниц.  

Но пос­коль­ку здесь из­ли­лась бла­годать без ме­ры, стро­гость бы­ла пог­ло­щена ми­лостью, и по­яви­лось дер­зно­вение и ро­дилась не­кая бес­печность - не нас­то­ящая, ко­неч­но же! - но пре­из­бы­ток дер­зно­вения, а дер­зно­вение обыч­но про­гоня­ет страх, бла­года­ря ве­ликой ми­лос­ти Бо­жи­ей, ко­торая из­ли­ва­ет­ся на нас во все вре­мена. Для ис­тинно ве­ру­ющих зре­ние Крес­та - не ма­лая вещь, ибо все тай­ны по­нима­ют­ся че­рез не­го. Но вся­кий раз, ког­да они под­ни­ма­ют гла­за и смот­рят на не­го, они как бы вгля­дыва­ют­ся в лик Хрис­та и так вы­ража­ют они поч­те­ние к не­му: ви­дение его дра­гоцен­но для них и страш­но, и в то же вре­мя вож­де­лен­но. И пос­коль­ку они так­же яв­ля­ют­ся деть­ми, они име­ют еще боль­ше дер­зно­вения к Не­му, как де­ти обыч­но име­ют дер­зно­вение к сво­им ро­дите­лем по при­чине до­вер­чи­вой люб­ви. И вся­кий раз, ког­да приб­ли­жа­ем­ся мы к Крес­ту, мы как бы к те­лу Хрис­то­ву приб­ли­жа­ем­ся: так это пред­став­ля­ет­ся нам по ве­ре в Не­го. И че­рез на­ше приб­ли­жение к Не­му и всмат­ри­вание в Не­го мы сра­зу соз­на­тель­но вос­хо­дим умом сво­им на не­бо. Как бы бла­года­ря не­ко­ему не­види­мому и свер­хчувс­твен­но­му ви­дению и поч­те­нию по от­но­шению к че­лове­чес­тву Гос­по­да на­шего пог­ло­щено сок­ро­вен­ное ви­дение на­ше не­ким со­зер­ца­ни­ем та­инс­тва ве­ры. По­это­му мы не сты­дим­ся на­зывать Его так­же Гос­по­дом, Спа­сите­лем и да­же Бо­гом, ибо дол­жны мы при­носить мо­лит­ву Ему как Соз­да­телю. 

Все это, как мы ве­ру­ем, при­над­ле­жит то­му Че­лове­ку, чей Крест бла­гого­вей­но по­чита­ет­ся на­ми во имя Его и из-за Не­го; и все, что от­но­сит­ся к Крес­ту, го­ворит­ся о Нем. Мы так­же без опа­сения на­зыва­ем че­лове­чес­тво Гос­по­да на­шего, Ко­торый по­ис­ти­не есть Че­ловек, Бо­гом, Соз­да­телем и Гос­по­дом, и сло­ва о том, что Его ру­ками бы­ли ус­тро­ены ми­ры и все бы­ло сот­во­рено, мы бо­жес­твен­ным об­ра­зом от­но­сим к Не­му. Ибо Тот, Ко­му при­над­ле­жит все это, доб­ро­воль­но все­лил­ся в Не­го и дал Ему честь Сво­его Бо­жес­тва и власть над всем, по при­чине бла­годе­яний, ко­торые тварь че­рез Не­го дол­жна бы­ла по­лучить и на­чало ко­торым бы­ло по­ложе­но на Крес­те. Так­же и ан­ге­лам при­казал Он слу­жить Ему, по сло­вам бла­жен­но­го Пав­ла: Вво­дя Пер­во­род­но­го во все­лен­ную, Он ска­зал: И да пок­ло­нят­ся Ему все ан­ге­лы Бо­жии. Ибо Он да­ровал Ему быть пок­ло­ня­емым вмес­те с Со­бою без раз­ли­чения, еди­ным пок­ло­нени­ем: Ему - Че­лове­ку, Ко­торый стал Гос­по­дом, и Бо­жес­тву рав­ным об­ра­зом. Хо­тя ес­тес­тва сох­ра­ня­ют­ся с их свой­ства­ми, нет ни­како­го раз­ли­чия в чес­ти.Ибо мы ве­ру­ем, что все, что от­но­сит­ся к Не­му, под­ня­то до То­го, Кто при­нима­ет это на Се­бя, воз­же­лав, что­бы Он учас­тво­вал в этой сла­ве. Че­рез Крест ста­ло из­вес­тным для нас все это, и точ­ное зна­ние о Соз­да­теле по­лучи­ли мы че­рез этот пред­мет, ко­торый столь през­ренным счи­та­ют не­веру­ющие. Во Хрис­те по­ис­ти­не удос­то­ены люб­ви Соз­да­теля и люб­ви друг к дру­гу все сло­вес­ные су­щес­тва - ан­ге­лы и лю­ди рав­ным об­ра­зом, ра­ди еди­ного ис­по­веда­ния еди­ного Бо­га, Гос­по­да все­го. 

 

 

Крест - это оде­яние Хрис­та

Ибо Крест - это оде­яние Хрис­та, точ­но так же, как че­лове­чес­тво Хрис­та - одеж­да Бо­жес­тва Его. Так Крест слу­жит об­ра­зом, ожи­дая вре­мени, ког­да ис­тинный Про­об­раз бу­дет яв­лен: тог­да те пред­ме­ты бу­дут не нуж­ны. Ибо Бо­жес­тво жи­вет в че­лове­чес­тве не­от­де­лимо, без кон­ца и на­веки, то есть без ог­ра­ниче­ния. По­это­му мы смот­рим на Крест как на мес­то Ше­хины Все­выш­не­го, свя­тили­ще Гос­подне, оке­ан тайн до­мос­тро­итель­ства Бо­жия. Этот об­раз Крес­та яв­ля­ет на­шему оку ве­ры тай­ну двух За­ветов, как бы­ло по­каза­но вы­ше в сво­ем мес­те. Ибо это так­же пе­чать до­мос­тро­итель­ства Спа­сите­ля на­шего. Ког­да бы ни смот­ре­ли мы на Крест та­ким об­ра­зом, с утих­ши­ми мыс­ля­ми, со­бира­ет­ся и вста­ет пе­ред внут­ренни­ми оча­ми на­шими вос­по­мина­ние все­цело­го до­мос­тро­итель­ства Гос­по­да на­шего. Тот, в Ком оби­та­ет пол­но­та Бо­жес­тва те­лес­но, как че­ловек вхо­дил в две­ри греш­ни­ков, през­ренный и ума­лен­ный пе­ред людь­ми, не имев­ший ни ве­личия, ни ви­да, по сло­вам Иса­ии-про­рока. О чу­до! Соз­да­тель в че­лове­чес­ком об­ли­ке вхо­дил в дом мы­тарей и блуд­ниц, и ког­да они бла­года­ря Ему об­ра­щались к Не­му, Он убеж­дал их, да­вая им уве­рен­ность в при­мире­нии с Ним пос­редс­твом уче­ния Сво­его. И сло­во ис­ти­ны за­печат­лел Он ис­тинны­ми сви­детель­ства­ми в си­лах и зна­мени­ях. И кра­сотою ви­да Его и лю­бовью Его прив­ле­чена бы­ла вся все­лен­ная к еди­ному ис­по­веда­нию Бо­га, Гос­по­да всех, и зна­ние о еди­ном Соз­да­теле бы­ло по­се­яно в каж­дом че­лове­ке. 

И на­конец все, кто при­няли уче­ние Его, ут­верди­лись в на­деж­де, ко­торую Он дал им, бла­года­ря то­му, что Сво­ей собс­твен­ной Кровью за­печат­лел сло­ва Свои, ска­зан­ные им. Смертью Сво­ей и вос­кре­сени­ем Сво­им ут­вердил Он две­над­цать му­жей, ко­торые из все­го ро­да Ада­мова для это­го слу­жения бы­ли из­бра­ны по пред­ве­дению Гос­по­да. И сре­ди не­из­ре­чен­но­го ве­лико­лепия Он под­нял Его к Се­бе на не­бо - на то мес­то, ку­да не сту­пала ни од­на тварь, но ку­да Он приг­ла­сил Сво­им собс­твен­ным дей­стви­ем все сло­вес­ные су­щес­тва, ан­ге­лов и лю­дей - к то­му бла­жен­но­му Вхо­ду, что­бы нас­лаждать­ся в бо­жес­твен­ном све­те, в ко­торый об­ла­чен Че­ловек, ис­полнен­ный свя­тос­ти и в чес­ти и си­янии не­из­ре­чен­ном пре­быва­ющий те­перь с Бо­гом. Та­ковы тай­ны, ко­торые не­сет в се­бе свя­той об­раз Крес­та: это при­чина сил, ко­торые Соз­да­тель со­вер­ша­ет че­рез не­го для все­го ми­ра. Та­ков об­раз, ко­торо­му мы с ра­достью пок­ло­ня­ем­ся и ко­торый по­чита­ем: от веч­ности от­ме­чен Он был в соз­на­нии Соз­да­теля, что­бы че­рез этот об­раз Он мог дать вся­кому поз­на­ние сла­вы Его и сво­боду, ко­торую на­мере­вал­ся Он приб­рести че­рез не­го для все­го че­лове­чес­тва. Бла­гос­ло­вен Бог, Ко­торый пос­редс­твом ма­тери­аль­ных пред­ме­тов на вся­кое вре­мя та­инс­твен­но при­водит нас к зна­нию не­види­мос­ти Сво­ей; Он се­ет и на­печат­ле­ва­ет в ра­зуме на­шем па­мять о за­боте Его о нас во всех по­коле­ни­ях, пос­редс­твом ви­димых форм свя­зывая ра­зум наш лю­бовью к сок­ро­вен­ности Его. 

Да воз­ве­селят­ся сер­дца на­ши в тай­нах ве­ры, ко­торы­ми мы об­ла­да­ем, воз­ли­ку­ем о Бо­ге, Ко­торый так мно­го за­ботит­ся о нас. Вой­дем со­зер­ца­ни­ем ра­зума на­шего в это вос­хи­титель­ное де­ло, ко­торое Он пред­при­нял ра­ди нас. Воз­ра­ду­ем­ся в на­деж­де, ко­торая от­кры­лась нам, ча­дам Хрис­то­вым, в тай­не Но­вого За­вета, ко­торый мы по­лучи­ли че­рез Не­го. Дос­то­пок­ло­ня­ем Бог, Ко­торый ра­ди на­шего спа­сения де­ла­ет все в ми­ре, что­бы приб­ли­зить нас к Се­бе преж­де, чем от­кро­ет­ся то бу­дущее сос­то­яние, в ко­тором мы по­лучим бла­га, дос­той­ные сы­нов Бо­жи­их. Дос­то­пок­ло­ня­ема тай­на си­лы Крес­та, да­ровав­ше­го нам все это. Ан­гель­ско­го зна­ния удос­то­ились мы че­рез не­го бла­года­ря си­ле, пос­редс­твом ко­торой вся­кая тварь бы­ла сот­во­рена - как ви­димая, так и не­види­мая. Вся­ких хва­лений, прос­лавле­ний и сла­вос­ло­вий дос­той­но бо­жес­твен­ное Ес­тес­тво, Ко­торое сот­во­рило нас, да­ло нам все эти ве­щи и даст нам дру­гие: Ему да бу­дет пок­ло­нение, честь и прос­лавле­ние во ве­ки ве­ков. Аминь. 

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов 

---картинка линии разделения---

Грешность наша умерщвляется смертью Христа на Кресте

Поелику... крест соделался как бы жертвенником... страшной жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо крест и чтится и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения, чтобы поклоняющиеся древу креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на делание всякой добродетели. Для христиан крест — величание, слава и сила, ибо вся наша сила в силе распеншегося Христа; вся грешность наша умерщвляется смертью Христа на Кресте, и все возвеличение наше и вся слава наша в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил умереть даже между злодеями и разбойниками. По сей-то причине христиане, верующие во Христа, знаменуют себя знамением креста не просто, не как попало, не с небрежением, но со всем вниманием, со страхом и с трепетом и с крайним благоговением. Ибо образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что крест есть знамение содружества человеков с Богом, и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства креста. Те же, которые уразумели сие таинство и на самом деле опытно познали власть и силу, какую имеет крест на демонов, познали также, что крест дает душе крепость, силу, смысл и божественную мудрость, — эти с великою радостью восклицают: мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего, имже мне мир распяся и аз миру (Гал. 6:14). Итак, поскольку знамение креста велико и страшно, то всякий христианин имеет долг совершать его со страхом и с трепетом, с благоговением и вниманием, а не просто и как попало, по привычке только и с небрежением, ибо по мере благоговения, какое кто имеет ко кресту, получает он соответственную силу и помощь от Бога, — Коему слава и держава вовеки.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Афанасий Великий

Святитель Афанасий Великий 

----картинка линии разделения---- 

С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание. Крестом стали явны для всех дела боговедения.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения----

Крест Христов — для нас победный венец

Крест — путь заблудшим; крест — узда узда богатым; крест — памятник победы над демонами, помощь беспомощных, надежда обуреваемых, заступник вдов, упокоение скорбящих, цель старцев; крест — оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; крест — безопасность вселенной; крест — уничтожение идолов, сила бессильных, разрешение расслабленных, покров нагим; крест — воскресение мертвых, жезл хромым, низложение горделивых, победа над диаволом; крест — надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; крест — свет сидящим во тьме, любомудрие варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; крест — радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; крест — хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержным; крест — пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; крест — советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков; крест — упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущим... Приходит крест, и преисподняя разорена.

Царь понес на Себе Крест — этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам.

Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен.

Древом умерщвлены мы, древом и спасены.

Крест Христов — для нас победный венец.

  

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исидор Пилусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот 

----картинка линии разделения----

Крест  украшение земли и неба

Достославный крест справедливо наречь опорою и украшением не только земли, но и неба, потому что им поддержана вся тварь, когда премирным доставил он радость, а земным свободу, и сочетал разъединенное.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный Кассиан Римлянин 

---картинка линии разделения---

Крест наш состоит в страхе Господнем

Посему, как распятый не может двигать членов своих, или обращать их, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что приятно нам и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись; и как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящих, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть всему, т. е. не только для плотских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо, таким образом, мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти.  

   

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский  

---картинка линии разделения---

Чудесное действие Креста животворящего

Всячески несомненно, осязательно уверяет нас чудесное действие Креста животворящего на нашу душу, угрызенную ядом зла, уверяет нас в том: 1) что в нас точно есть душа, существо духовное, 2) что есть злые духи, убийственно касающиеся нашей души, 3) что есть Бог и Господь наш Иисус Христос, и всегда Он с нами по Своему Божеству и 4) что Он точно совершил на кресте спасение наше Своими крестными страданиями и смертью и разрушил крестом державу диавола. Сколько доказательств в пользу нашей веры от чудесного действия над нами одного Креста животворящего! Слава вере христианской!

Креста животворящего, даже знамения его, трепещут демоны из-за того, что к древу креста пригвожден был Сын Божий и освятил его Своим страданием на нем; как же трепещут демоны Владычицы Богородицы и Самого имени Ее всесвятого? Как звезда пресветлая, Владычица, вся Она в сиянии Света – Боге, как уголь раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна. Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость. Аминь.

 

---картинка линии разделения текста---

     

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский  

---картинка линии разделения---

Если часто чело свое и сердце запечатлеваешь знамением Владычнего креста, то с трепетом побегут от тебя демоны. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

А когда невольный крест, то уже не грех

Вижу, что в тебе запало чувство нелюбви к сестре, и ты это считаешь своим крестом, но очень несправедливо, ибо он происходит не отвне, но отвнутрь тебя. Если бы ты так считала, видела свой грех, а не крест, а когда невольный крест, то уже не грех. Где же ты это нашла и в каком писании есть это? Мне кажется, от своего самосмышления: твой крест болезнь твоя телесная, и когда случается мрачность душевная и тягота. А это совсем не крест, Господь заповедал нам иметь любовь между собою, о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35), и все заповеди Его относятся к любви Его и ближнего, и не до сего только, но даже заповедь дал и врагов любить, и когда не сохраняем любовной заповеди Его, то чьи же мы ученицы нарещися можем! Довольно знаем мы, что без любви все наши труды, подвиги и добродетели ничтоже суть: то, как же оскудение в себе любви к сестре считать своим крестом? а не паче немощью и грехом? В этом случае ты должна зазирать себя, каяться и смиряться и понуждать к любви.

 

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com