ИСТИНА

  ----картинка линии разделения----

 

Лишение истины порождает в уме два зла — или мрак неведения, или растление зловерием. И то — худо, а это — еще хуже. 

Святитель Феофан Затворник 

 

 ЕВАНГЕЛИЕ

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель) 

ht

О противниках истины

Знаю, что вы семя Авраамово, однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены, одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел, ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне (Ин. 8:37-45). 

Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8:46-51).

Иисус Христос - путь, истина и жизнь 

Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца, как же ты говоришь, «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя, Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14:1-11). 

Иисус перед Пилатом 

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне, что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего, если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18:33-37).  

 

Пилат сказал Ему: что есть истина?

 

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху, хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник (Ин.18:38-40).

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов 

 

Об истинной свободе

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:31-36).

О противниках истины

Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены, одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел, ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне (Ин.8:37-45). 

Великая радость - ходить в истине

Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3Ин.1:1-4).

Гостеприимный прием путешествующих братьев

Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине (3Ин.1:5-8).

Делающий добро от Бога, а делающий зло не видит Бога

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною, свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь (3Ин.1:9-15).

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель (Апостол) Ерм

Святитель (Апостол) Ерм  

---картинка линии разделения---

Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, обрелся истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём.

 

 ----картинка линии разделения----

 

a25

Святой Антоний Великий 

Кто проповедует истину неверу, укоряет или учит его, тот подобен человеку, бросающему драгоценнейшие перлы в глубину моря. Напротив, как вода по наклонной земле стекает вниз и бежит туда стремительно, так слово Господне натекает в душу верующего.

Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

  

Святой Макарий Великий 

ht

Сама истина побуждает человека искать истины

Куда проникает истина, там борется с нею заблуждение, стараясь ее затмить и возмутитьСама Истина являет Себя в душах верных, и небесный человек приходит к человеку твоему, и бывает между ними единое общение. Посему тех, которые пребывают в служении и усердно все делают из ревности по вере, из любви к Богу, со временем это приводит к ведению самой Истины, потому что Господь открывается душам их и учит их сопребыванию Духа Святого. 

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Афанасий Великий

Святитель Афанасий Великий 

----картинка линии разделения---- 

Не только поклонявшиеся идолам, но и предавшие истину осуждены, как чуждые.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

---картинка линии разделения---

Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов 

Человек потерял истину после того, как изгнан был из рая

Поскольку Адам поверил диаволу, наговорившему ему лжей, и вкусил от древа познания, то, как поверивший лжецу, изпал от истины. После сего естество человеческое много трудилось, ища истины, но обрести ее не могло. Сие явно подтверждают все еллинские мудрецы, которые никак не могли согласовать, привесть к единству и на правый путь направить разнообразное мудрование людей, несмотря на то, что многие употребляли к тому способы и написали множество пространных сочинений, в которых всесторонне рассуждали о добродетели и худонравии. Истина - от Бога, в слове Божием содержится и благодатию Христовою постигается. Благодать во Христе Иисусе, своею недомыслимою силою, раздробленные и многосплетенные воззрения упростила, исправила и объединила некоторым, как бы физическим и непоколебимым единством, показав тем, что все другие к тому способы и приемы недейственны, непрактичны и бесполезны. Руководящиеся сими способами пускаются в исследования, чтоб найти истину, но найти ее не успевают: она праведно укрылась от них. Ибо, так как человек самоохотно и без всякого насилия принял ложь и поверил ей, то и осужден искать истину - и не находить, тещи вслед ее - и не достигать. Впрочем, как укрылась от нас истина за то, что мы поверили лжи, таким же образом и опять обретается нами истина, когда веруем истине. Поверил Адам лжи, прикрытой и неявной, а мы веруем в великое и явное таинство - в Бога воплощенна. Та ложь сама в себе содержала невероятность, потому что шла против прямой заповеди Божией, а это великое таинство воплощения Христова имеет свидетельство верности своей от имени Божия. Та ложь, как только поверовано было Адамом, что она истина, тотчас оказалась ложью, потому что поверившего ей низринула в тление и смерть, а это таинство, бывая веруемо, оказывается истиною, потому что освобождает верующего ему от тления и смерти, так как силою его отъемлется у верующего грех и даруется ему добробытие, или праведность. Так и истина, и ложь явными бывают по концу своему.

Истина есть благодать Христова

Истина есть не другое что, как благодать Христова, для дарования нам коей и пришел Христос, распялся и умер! Так как человек, самоохотно и без всякого насилия, принял ложь и поверил ей, то и осужден искать истину и не находить ее, тещи в след ее и не достигать. Впрочем, как укрылась от нас истина за то, что мы поверили лжи, таким же образом и опять обретается нами истина, когда веруем истине.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

---картинка линии разделения---

Каким образом иной содержит истину в неправде?

И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, т. е. никогда не стареющееся разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, всегда мертвость Иисусову в теле нося (2 Кор. 4:10), справедливо может быть назван мехом новым.

Должно совершенно упразднить себя от внешних мятежей, произвести совершенное безмолвие в потаенной храмине советов сердца и потом приступить к созерцанию истины.

Как невозможно мутным оком принять верное впечатление от видимого предмета, так невозможно с возмущенным сердцем приступать к познанию истины. Посему должно удалиться от всех мирских дел, ни чрез зрение, ни чрез слух, ни чрез другое какое чувство не вводить в душу посторонних помыслов. Ибо воздвигаемые плотским  мудрованием брани исполняют внутренность сердца неумолкающими мятежами и непримиримыми раздорами.

Плотский человек, у которого ум не упражнялся в созерцании, лучше же сказать, весь, как в тине, погребен в плотском мудровании, не может воззреть на духовный свет истины.

Каким образом иной содержит истину в неправде (Рим. 1:18)? — Когда дарованные от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

---картинка линии разделения---

Истина есть несомненное понятие о сущем.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Марк Подвижник

Преподобный Марк Подвижник 

Истина есть дело не говорящего, но действующего (в нем или на него) Бога

Познавший истину не противится скорбным приключениям. Ибо знает, что они руководствуют человека к страху Божью. Незнающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру. Кто не подъемлет произвольно трудов за истину (в защиту ее), тот невольными гораздо тяжелее наказан будет. 

Господь дарует кроткому познание истины, как написано: научит Господь кроткия путем своим (Пс. 24:9).

Кто за истину терпит оскорбление и бесчестие, тот идет путем апостольским, неся крест и облагаясь веригами.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит 

---картинка линии разделения---

Под ведением истины разумей собственно благодатное чувство ее

Прочие мысли надлежит называть проявлениями разумений ее и показаниями предметов ее.

Уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусили ее жизнью);  непричастные же истины и непосвященные в нее, ища сего уразумения, почерпают его из объюродившей премудрости. Их Апостол назвал душевными, Духа не имущими (1 Кор. 2:14), хотя они величаются ведением истины.

Немалый труд постигнуть истину явно и чисту быть от того, что противно благодати, потому что диавол обычай имеет, особенно для новоначальных, представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст 

----картинка линии разделения----

Нет ничего светлее и сильнее истины...

Таково свойство истины, что она возвышается и тогда, как многие восстают против нее.

Свидетельства (о вере) неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; и это дело есть благоискусной Премудрости Божией, когда она и врагов истины делает свидетелями истины.

Сила Божественных истин есть источник, постоянно текущий, никогда не оскудевающий и не истощающийся.

Нет ничего светлее и сильнее истины... Истина открыто предлагает себя всем желающим видеть красоту ее. Она не любит скрываться, не боится опасности, не трепещет наветов, не домогается славы народной, не подвержена ничему другому человеческому; она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою; прибегающих к ней она охраняет, как крепкою стеною, величием своей силы, не терпит скрытных  убежищ, но предлагает открыто всем все, что есть в ней.

Во всем нужна благонамеренность души; если коснется такой души истина, то удобно овладевает его, а если не овладевает, то это происходит не от слабости самой истины, а от неразумия души. Так и солнце, когда касается чистых глаз, то легко освещает, если же не доставляет света, то это знак не бессилия солнечного света, а болезни глаз.

Нет ничего... проще истины, если мы действуем не злонамеренно, но когда мы поступаем злонамеренно, тогда нет ничего ее труднее.

Таково свойство истины, что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает чрез то, чем хотят затмить.

Держащийся истины, если никто не совращает его, не был бы крепким любителем истины, а когда многие совращают его, тогда он делается славным.

Кто ищет истины, в том должны соединиться все добродетели.

Хочешь воспринять луч, просвещающий твои очи? Соделай их чистыми, здравыми и зоркими. Господь показал тебе свет истинный, но если ты, убегая света, устремишься ко тьме, — какое тогда обретешь ты оправдание, какое прощение?

Кто ищет истины, тот не пристращается к земле, потому что все не истинное — от земли. Это видно из того, что все внешние (язычники) служат страстям, следуя собственным мудрованиям.

Препоясанный истиною, во-первых, никогда не почувствует изнеможения; во-вторых, хотя бы он и утомился, все же получит подкрепление в той же истине. В самом деле, скажи мне, заставит ли страдать его бедность? Нисколько. Мысль об истинном богатстве успокоит его, а бедность напомнит ему об истинной нищете (духовной).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения----

Блажен, кто всегда служит истине!

Кто пребывает в истине, тот подлинно и Богу всегда благоугоден, и всем людям полезен, в братстве прекрасен и во всяком деле правилен. Человек истинный не угождает лицам, не судит неправедным судом, не присвояет себе достоинства и чести, не презирает нищего и нуждающегося, в ответах не льстив, в суждении правилен, в деле рачителен, в общем составе братства почтен, не знает коварства, не любит лицемерия, всяким добрым делом украшен и водится только добродетелью. Итак, блажен, кто всегда служит истине!

Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от истины.

Истина да будет наставницею мне, поклоннику Твоему, Господи; она и вблизи и вдали да содержит меня в целомудрии.

Прекрасна истина, но и она делается безобразною, если прикрывает собою обман.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Пиаммон

----картинка линии разделения----

Разумение истины

Никогда не придет в разумение истины тот, кто начинает учиться с исследования, потому что враг, видя, что он больше полагается на суждение свое, нежели отцов, легко доводит его даже до того, что ему будет казаться излишним и вредным даже и то, что весьма полезно и спасительно. И хитрый враг так насмеется над его самонадеянностью, что, полагаясь на свое неразумное мнение, он будет почитать для себя святым только то, что по упорству своему ошибочно будет принимать правильным и праведным.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исидор Пелусиот

Преподобный Исидор Пелусиот 

----картинка линии разделения----

Премудро, что истинно, особливо, когда это просто и кратко

Кто вначале отпал от истины, тот, без сомнения, совратится с предположенного пути и придет к срамному концу.

Затемняющие истину искусственностью слов, по моему мнению, гораздо более жалки, нежели вовсе ее не постигающие. Последние не уловляют истины по медлительности мысли, и потому, может быть, достойны извинения. А первые по быстроте мысли уловляют истину, но злонамеренно делают ее неприметною и потому грешат непростительно.

Истине не делай насилия спорными речениями и не оскорбляй ее софистическим искусством, омрачая точное знание, но признавая, что все ниже истины, произноси о ней искренний и неподкупный приговор.

Премудро, что истинно, особливо когда это просто и кратко, а ложь ужасна, хотя по видимому прикрашена силою речи и красными словами.

Более приятным и желательным почитаю быть побежденным, чтя истину, нежели, солгав, победить; потому что, когда храню истину, если почтут меня и побежденным, я победил, а когда одержу верх обманом, если почтут меня и победившим, я побежден.

Похвал достоин не тот, кто истину преодолевает искусством, но кто безыскусственно выражает ее. Посему, отложив в сторону силу в слове, держись истины и, ее имея в виду, сообразуй с нею жизнь свою. Ибо, хотя возможешь вводить в заблуждение людей (но и от них всего чаще будешь уличаем), однако же, не обманешь не дающегося в обман Судию.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Фалласий

Авва Фалассий 

---картинка линии разделения---

Ум, правотою движимый, находит истину, движимый же какой-либо страстью не улучит ее.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Серафим Саровский 

О хранении познанных истин

Не должно без нужды другому открывать сердца своего, из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим. С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию.

Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита: «Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение». Надобно содержать в памяти слово Господне: «Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» (Мф.7:6). А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина, «лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи,яже от дел». Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: (Аз) «прославляющих Мя прославлю» (1Цар.2:30), потому что путь уже открылся.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов 

Истина Бытия Божия

1) Космологическое (не зависит от свойств физического или духовного мира)

2) Телелогическое (имеет отношение к свойствам физического мира), Телеология – целесообразность

3) Психологическое в своем основании – имеет мир духовный. Онтологическое (имеет идею о Боге само по себе). Психологическое в тесном смысле слова. Историческое – всеобщность идеи о Боге. Нравственное имеет связь с нравственным сознанием о Боге.

В практической жизни допускается иногда решение истины большинством мнений, но в высших истинах может и большинство заблуждаться. 

С еретиками не может быть компромисса, потому что вопрос стоит об истине. 

Я желал бы и сам быть в числе подвизающихся и ненавидимых за истину, даже похвалюсь, что действительно принадлежу к сему числу. Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего с Богом. 

 

----картинка линии разделения----

 

  

Авва Евагрий Понтийский  

 Муж кроткий пьет воду истинную, а вода лживая дается мужу гневливому.

Умалчивать истину значит золото зарывать в землю.

 

----картинка линии разделения----

 

 a36

Преподобный Иоанн Кронштадский  

ht

Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено

Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр.13:8). Так и истина Божия, все, что читается в Евангелии, в церковных молитвах, канонах, акафистах, псалтири – одна и та же вечно, она и теперь та же, какою ты нашел ее в первый раз, или, когда молился усердным сердцем, чувствовал всю истину, сладость, мирность и животворность ее. Ты изменяешься и становишься к ней в разные отношения, а она одно и то же – вечное солнце, просвещающее, согревающее, оживотворяющее.

Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено, и в твоих делах (внутренних и наружных) истина да будет основою всего, особенно – основою молитвы; пусть на истину, как на основу, нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои.

Когда усумнишься в истине какого-нибудь лица или события, описываемого в Священном Писании, тогда вспомни, что все Свящ. Писание богодухновенно есть (2Тим.3:16), как говорит Апостол, значит истинно и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственное сказание, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог. Аз есм Истина (Ин.14:6), говорит Господь; слово Твое Истина есть (Ин.17:17), говорит Иисус Христос Богу Отцу. – Итак, все Священное Писание почитай истиною: как о чем говорится, так то и было, или бывает.

Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом св. мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца.

Зачем мнительность там, где она не должна быть, напр. при чтении и слышании Божия слова, церковных чтений и пений, на молитве и проч.... Бог есть истина, этого довольно; Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15); диавол – ложь, клеветник, противник, – этого довольно. Знай одного Бога и Его истину; будь чужд диавола и его лжи, его мечтаний, нелепостей.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Николай Сербский

Святитель Николай Сербский

----картинка линии разделения----

Истина

Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев. В придачу Она принесет тебе все, но ты поймешь, что тебе не нужно ничего больше, кроме Ее сияющего и сладчайшего лика. Когда же в сумятице жизни ты на мгновение упустишь из вида лик Истины, то ощутишь потерянность и печаль даже среди самых своих близких — друзей и родных. Как дитя среди братьев и сестер, но без матери: для ребенка нет никого ближе матери, сколько бы родных ни окружало его. Так и ты почувствуешь, что Истина для тебя стала ближе и дороже всех тех, с кем ты каждый день делишь трапезу.

 

----картинка линии разделения----

 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Истина и Дух

Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнением, которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою; каким-то неопределенным и неясным действием. Это – учение лжи и ее наперсников. Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия. Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет. «Вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим.10:17), научает нас Апостол. «Слово Божие – истина» (Ин.17:17); «заповеди евангельские – истина» (Пс.118:86); «всякий человек – ложь» (Пс.115:2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто – ложь, думаешь услышать голос святой истины? Хочешь ли услышать его, – услышать духовный голос святой истины? – Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.

Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу – чрез слух и другие телесные чувства! Но это – неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше ниспадение. Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог-Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства, и научились всякой истине. Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтоб Святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны были не только звуки слова, но и исцеления недужных, ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтоб мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные! «Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати» (Ин.4:48), упрекал Господь людей чувственных, просивших у Него исцеления телу, и не подозревавших даже, что души их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому нуждаются несравненно более в исцелении и небесном Враче, нежели тела. И человек сознался пред Господом, что знамения, зримые телесными очами, привели его к вере, привели к зрению умом. «Вем, – говорил он Господу, – яко от Бога пришел еси учитель: никто же бо может знамений сих творити,... аще не будет Бог с ним» (Ин.3:2). А человек этот имел ученость земную.

Многие очами видели Спасителя, видели Его Божественную власть над всею тварью в творимых Им чудесах; многие ушами своими слышали Его святое учение, слышали самих бесов, свидетельствующих о Нем; но не познали Его, возненавидели Его, посягнули на ужаснейшее злодеяние – на богоубийство. Так глубоко, так страшно наше падение, наше омрачение. Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтоб познать говорящего в нем Бога. «Глаголы живота вечного имаши», Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде человека, «и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6:68–69). Вещает Само – истина: «Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы» (Ин.8:31–32). Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая истина.

Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется «силою свыше» (Лк.24:49): «егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину» (Ин.16:13). Если же прежде явственного пришествия Святого Духа – удела святых Божиих – кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: «будете яко бози» (Быт.3:5). И этот-то голос кажется ему голосом истины! Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу – великое счастье. Высшего счастья, – счастья слышать истину от самого Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось (Мф.9:17), а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне (Лк.18:7), и не представляет мне в снедь сильного духовного брашна (1Кор.3:2).

Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника (Мф.8:8–13). Говорили сыны Израиля святому вождю своему и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от которого рождается в человеке сознание и познание ничтожества человеческого: «Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не... умрем» (Исх.20:19). Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христианину: предохраняется христианин таким сердечным залогом от душевной смерти, которою поражает самообольщенных гордость и дерзость их. В противоположность истинному христианину, этому духовному израильтянину, вопиет в исступлении самообольщенный: «Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтоб нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков: говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение всем пророкам. Ты один без них, можешь совершенно научить меня».

Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятого Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом. «Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его» (Пс.88:8), говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия (Ис.6). Человек! благоговейно прикройся смирением. Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания, или чтения, и исцелит отрока, то есть, тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами. Нет другого доступа к Истине! «Како уверуют, – говорит Апостол, – егоже не услышаша? како же услышат без проповедующаго? ...вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим.10:14,17). Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину – изреченное Святым Духом – Писание.

Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? – Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни: потому что только чистые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею, Святого Духа. Аминь. 

Истина есть Слово Божие, Евангелие. Истина есть Христос 

Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом. 

Падшее человечество приступает к святой истине верою — другого пути к ней нет. 

Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопиим молитвою к этой Истине, — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. 

Подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. 

Истина есть слово Божие, Евангелие; Истина есть Христос. Познание истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую, вшествие Свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром. 

Приятие Истины есть вместе приятие Святаго Духа... Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины. 

Хранится богодарованная, богооткрытая человекам святая истина в Священном... Писании. Здание добродетелей, когда зиждется не на этом основании, вполне непрочно, непотребно. 

Познавшие и приявшие святую истину вступили под влияние, водительство Святаго Духа, суть часть Господня, жребий Его. 

Надо, чтоб наш образ мыслей был проникнут Истиною. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: что есть Истина? 

Истина засвидетельствована на земле Духом Святым... Где нет свидетельства от Духа, там нет доказательства Истины.

 

----картинка линии разделения----

 

 

Святитель Феофан Затворник 

ht

Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь

"Неверующий в Сына Божия уже осужден". За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина, потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Истинность в слове

(Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам)

Стих 25. Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове.

На первом месте ставит святой Павел истинность в слове. Речь свою связывает с предыдущею. Там сказал он: облеклись вы в нового человека, созданаго по Богу в правде и преподобии истины. Теперь берет в этих словах повод и говорит об истинности в слове: темже отложше лжу, глаголите истину. Основание сему правилу берет не в предыдущем положении, а в том, что мы друг другу удове есмы. Есть в логиках правило, что мышлению нельзя составиться, если ум не будет всякий предмет представлять одинаковым (закон тождества), всегда себе равным, одним и тем же. И обществу людей нельзя состояться, если каждый на деле будет не то, что на языке. Связующая людей цепь есть взаимное доверие. Доверию сему нельзя укорениться, если не будет у всех истины в слове. В какой степени, где сильна уверенность во взаимном истинноречии, — в такой — силен там и союз людей; и, наоборот, в такой — слаб союз, в какой — допускается неистинноречие. Христиане составляют едино тело, живо сочетанное. Следовательно, истинноречие уже качествует среди них: иначе и составиться нельзя бы было такому союзу. Апостол говорит как бы: не ставьте себя в противоречие с тем, что вы есте. И то еще наводит это указание на мысль, что если мы друг другу удове, то всякий должен иметь другого как себя. А пред собою кто лжет? Хоть бы и хотел кто, да не может, ибо сознание и в лгущем, и в том, пред кем лгал бы лгущий, — одно и то же. И слово такое употребил Апостол: говорите истину искреннему, — тому, кто к вам искренен, и к кому вы искренни. Повернется ли язык сказать ложь такому? Но удове и должны находиться именно в таком друг к другу отношении. Сказать: вы удове друг другу — то же, что сказать: между вами должны господствовать искренняя любовь. Где любовь, там невозможна ложь.

Святой Златоуст говорит: «Представив общее учение о ветхом человеке, Апостол потом изображает его подробно, потому что учение о каком-либо предмете, касающееся его подробностей, бывает удобопонятнее. Что же говорит он? — Темже отложше лжу. Какую лжу? Не разумеет ли он идолов? Нет. Ибо хотя и идолы — ложь, но здесь речь не о них, так как ефесяне не имели никакого общения с идолами. Он говорит им о лжи по отношению друг к другу, то есть о лукавстве и обманах: глаголите истину кийждо ко искреннему своему, говорит он и представляет главное побуждение к этому: зане есмы друг другу удове. Заметь, как везде Апостол пристыжает их, указывая на взаимную верность членов телесных. Глаз, — говорит он, — не обманывает ноги, ни нога глаза... Если глаз увидит змия или зверя, обманет ли он ногу? Не даст ли тотчас знать ей об этом? И она, узнавши это от него, уже будет идти осторожно. Точно так же, когда ни глаз, ни нога не имеют средств узнать вредного яда, но все будет зависеть от обоняния, ужели обоняние солжет устам? — Никак. Почему? — Потому что оно в таком случае погубит и себя. Напротив, как ему (обонянию) представится, так оно и говорит. А язык разве обманывает желудок? Не выбрасывает ли он того, что находит противным? Таков взаимный обмен услуг и взаимные содействия между членами тела. Замечай же, как верно, и притом, так сказать, чистосердечно, производится это взаимное предостережение. Так и мы не будем лгать, если мы члены одного тела. Это будет знаком нашего дружества, а противное сему — вражды».

Тогда иудеи покушались затмить Воскресение Христово легким туманом лжи: «ученики украли». Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и до сих пор враг не перестает чадить перед солнцем Воскресения, желая затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги – и не затуманиться, а случится нечаянно напасть на такую - возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага – в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого христианского рассуждения. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно, как день, что всему этому нельзя было совершиться иначе как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердыней, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины. 

Дело все в том, чтобы истина воспринята была сердцем, исполнила его и разогрела. Это значит, что душа вкусила истину, если вкусила, то и попиталась. 

Лишение истины порождает в уме… растление зловерием

Лишение истины порождает в уме два зла — или мрак неведения, или растление зловерием. И то — худо, а это — еще хуже. Мрак, лишение света причиняет замирание и даже смерть, ибо ничто живое не может жить без света — вещественное без вещественного, духовное без духовного. Уму свет — истина, без нее он замирает, или заморенным бывает. Зло — великое, но о заморенном можно иметь надежду, что отойдет, очнется и оживет. Растленный же зловерием не подает такой надежды. Он поврежден внутреннейше и существенно, потому может быть возвращен к здравию только силою Божией, сотворившей естества, то есть только будучи перетворен особенною Божией благодатью.

 

---картинка линии разделения текста---

   

Осипов Алексей Ильич 

Доктор богословия. Профессор МДА

---картинка линии разделения---

В поисках истины

Вопрос о смысле жизни или о том, что есть бытие или что есть истина, всегда стоит перед человечеством, несмотря ни на разъедающий философский скепсис, ни на притязания разума ограничить жизнь чисто позитивистским или утилитарным ее измерением.

Что есть истина? В попытке ответить на этот вопрос на арене истории выступают четыре основных претендента: философия, наука, мистика, религия.

Философия утверждает, что истина — это искомый результат деятельности "чистого" разума, ибо истина рациональна и может быть выражена в конкретных понятиях и суждениях. Не все системы мысли, как кажется, принимали это положение. Но свое несогласие они опять-таки обосновывали дискурсивно-логическим методом, подтверждая тем самым, что рассудок и ими рассматривается в качестве верховного судьи в разрешении этого вопроса.

Наука (естествознание): истина есть "объективная реальность", постигаемая, главным образом, эмпирическим путем, или (XX век) "полезная" модель этой реальности.

Мистика всех времен: истина есть невыразимое "ничто", переживаемое личностью в опыте внутреннего с ним слияния. Познание "ничто" по существу внеконфессионально, оно не связано ни с каким "ортодоксальным" учением.

Христианство: истина есть Сам Бог, бесконечный в Своей познаваемости и потому всегда непостижимый по существу, но постоянно открывающийся в Своих действиях. Истина есть Бог воплотившийся — Господь Иисус Христос. Познание Его обусловлено строгими законами духовной жизни.

В отличие от философии и науки, методы которых полностью поддаются рациональному контролю, мистика иррациональна. Религия же, охватывая всю полноту познавательных способностей человека, на разных этапах его духовного развития предлагает методы познания как рациональные, объективные (научное богословие), так и иррациональные, духовные.

Философский метод искания истины вызывает глубокое сомнение в первую очередь потому, что является, по существу, чисто рациональным, то есть включающим в себя известную логику и определенный, понятийный аппарат. Это делает философию обычной формальной системой. Но если логика—вещь чисто инструментальная и бесстрастная, то с понятиями дело обстоит несравненно хуже. И даже в особом интуитивном или мистическом озарении созерцая глубинную реальность, выходящую за пределы этого "трехмерного" мира, философ не смог бы ее описать ввиду отсутствия соответствующих слов-понятий или образов в нашем лексиконе. К тому же, как правило, все слова-понятия (кроме математических абстракций) очень неопределенны. В.Гейзенберг  справедливо писал по этому поводу: "Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими не могут быть точно определены... Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине".

Интересно сопоставить эту мысль современного ученого и мыслителя с высказыванием христианского подвижника, жившего тысячелетием раньше Гейзенберга, квантовой механики не знавшего и вообще естествознанием не занимавшегося — преподобного Симеона Нового Богослова. Вот его слова: "Я... оплакивал род человеческий, так как, ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и вещи, и слова, и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать". Оба эти высказывания, как видим, говорят по существу одно и то же: истина, как бы мы ее ни называли, трансцендентна рассудку.

К тому же философия, ставя вопрос об истинности познания, осуществляемого в ее недрах, оказывается в заколдованном круге. Она (как и любая формальная система) не может самостоятельно доказать истинность себя самой. Это показал Гедель своей второй теоремой о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы  средствами самой системы. Философия в принципе не способна выйти за пределы той рационально-эмпирической данности, которая очерчена кругом ее логико-понятийного аппарата. К этому выводу фактически философия пришла и в своем историческом развитии, исследуя проблему бытия. Другой путь в поисках истины проходит разум в естественнонаучном познании мира. И хотя этот путь исторически значительно короче, чем у философии, однако он не менее эффективен в своих достижениях. К каким результатам приходит научная мысль в познании бытия?

Современная наука при всех ее громадных достижениях, а , точнее, благодаря им, является более скромной, чем наука недавнего прошлого. Ученые теперь реже, чем в прошлом, говорят о безусловных законах и чаще о теориях и гипотезах, меньше — об "истине" и больше — о "моделях", причем модели эти понимаются уже не как умственные или наглядные копии реальности, а лишь как эффективные методы размышления над проблемами реальности для достижения поставленных человеком целей.

Существуют характерные особенности современной науки, интересные в плане уяснения степени достоверности ее выводов.

Во-первых, сейчас ученые редко говорят о каком-то едином универсальном "научном методе". Они изобретают новые методы для решения новых проблем.

Во-вторых, чтобы понять одни и те же явления, ученые создают разные модели. Один из наиболее известных примеров относится к природе света, где в зависимости от целей свет рассматривают или как частицы, двигающиеся в пространстве с огромной скоростью, или как волны в энергетическом поле. И хотя такая диалектика квантовой механики не вмещается в границы привычного здравого смысла, ученые признают, что использование этих моделей даст наилучшие возможности для описания природы света.

В-третьих, имеет место переосмысление понятия объективности в науке. Все чаще признается, что ученые в своих исследованиях решают вопросы, поставленные человеческой личностью, а не какой-то "объективной" реальностью. Более того, особенно со времени появления трудов В. Гейзенберга, существует понимание, что, по крайней мере, при некоторых тонких опытах, например связанных, с исследованиями микромира, само наблюдение влияет на результаты опыта, и полученное в эксперименте знание является во многих отношениях относительным. Гейзенберг писал: "Наши усложненные эксперименты представляют собой природу не саму по себе, а измененную и преобразованную под влиянием нашей деятельности в процессе исследования... Следовательно, здесь мы также вплотную наталкиваемся на непреодолимые границы человеческого познания".

В-четвертых, бурный процесс расширения границ науки делает все более очевидным, что никакое знание нельзя рассматривать как окончательное. (Пример эволюции представлений об атоме является, по-видимому, наиболее ярким). Р.Фейнман говорит даже о недостоверности науки. "Вот почему наука недостоверна, — обращается он к студентам. — Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых мы никогда не видели, иначе от науки не будет проку... Потому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы наука не превратилась в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет, только наука оказывается из-за этого недостоверной. А если вы думали, что наука достоверна, вы ошибались".

Эти, как и другие, особенности современной науки и критерии, применяемые в ней сегодня, позволяют ученым и исследователям научного знания сделать выводы о границах этого знания и его истинности.

Высказывание академика Л. Берга (СССР) как бы суммирует сказанное по этому поводу самими учёными. "Истина в науке — это все то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом в качестве способного служить дальнейшему прогрессу науки. В науке вопрос об истине решается практикой..." Наука, даже самая теоретическая, всегда глубоко "заземлена" по своим конечным целям, она принципиально замкнута в горизонтальной плоскости, в ней нет места проблеме истины, как она стоит в религии и философии. Это делает ее как бы аполитичной, индифферентной в вопросах бытия Бога, истины, смысла жизни, вечности и т. д.

Формально "промежуточное" положение науки в мировоззренческом отношении не делает ее, однако реально нейтральной этически и духовно, ибо многие достижения науки используются или могут быть использованы в целях нравственно и духовно прямо противоположных. И если роль разума в этической ориентации науки более очевидна, то сложнее стоит вопрос о его значении в духовной направленности науки.

В этом плане можно выделить три основные негативные тенденции. Одна из них, так сказать, "нулевой вариант", при котором все духовные вопросы и сама проблема истины объявляются ненаучными псевдовопросами, незаслуживающими серьезного внимания. Существо этого агностического направления вполне очевидно и не требует особого анализа. Оно точнее всего выражено в словах Христа: "Предоставь мертвым погребать   своих   мертвецов" (Мф..8:22).

Вторая тенденция, столь же древняя, сколь и новая, проявляется в попытке раздвинуть границы познания мира и власти над ним за счет включения в науку элементов магии и мистики.

Мистика и магия, хотя и имеют отдельные общие элементы (иррационализм, вера в наличие сверхприродных сил и другие), различаются между собой характером отношения к Высшему началу и его познанию. Мистика исходит, как правило, из признания Высшего начала. Мистическое познание осуществляется только в состоянии экстаза. Для мистика глубоко безразличны все ценности этого мира, он их и не ищет.

В магии все не так. Она большей частью далека от признания Бога; в ней совсем не обязателен экстаз; и ее цели исключительно посюсторонни. В этом она, по мнению Фрэзера, даже тождественна с наукой в своих основах. "Когда магия, — пишет он, — является в своей чистой и неизменной форме, она предполагает, что в природе явления должны следовать одно за другим неизбежно и неизменно, не нуждаясь во вмешательстве личного или духовного агента. Итак, ее основоположения тождественны с основоположениями современной науки". Задача магии заставить духов, высшие силы служить человеку в его исключительно земных интересах безотносительно к их нравственному содержанию. И определенная категория ученых также считает, что этические критерии неприложимы к науке и что она должна воспользоваться любыми средствами для достижения поставленных целей (конечно, земных, посюсторонних).

Особенно большой интерес во многих странах вызывают сейчас так называемая экстрасенсорика, астрология, спиритизм, йога, явления телепатии, телекинеза и т. д. Известный американский ученый доктор Муди видит причину увлечения в современном просвещенном обществе магией, колдовством, ведовством, оккультизмом в следующем: "Расстояние, разделяющее рациональный, научный мир от мира  магического, — считает он, — небольшое. Наш западный мир проникнут магическим мировоззрением. Иудео-христианская концепция мира, созданного Богом, обязательно дополняется миром, в котором царит дьявол; Бог противостоит дьяволу, силы белого света и духа противостают легионам тьмы и земных вожделений. Возможно, что подобное биполярное разделение есть врожденное качество человека, но, безусловно, оно является частью западной традиции".

Некоторые социологи и психологи на Западе, например, даже склонны видеть положительные моменты в магии и магических культах. Тот же Муди считает, что "сатанисты после прохождения лечения средствами магической терапии становятся лучшими гражданами, чем были до этого".

Фрейд в 1921 году так говорил об отношении психоанализа к оккультизму: "Усилившийся интерес к оккультизму вовсе не обязательно должен заключать опасность для психоанализа. Мы должны, напротив, быть готовы к тому, что между первым и вторым обнаружится взаимная симпатия... Союз и сотрудничество между психоаналитиками и оккультистами может, таким образом, оказаться допустимым и многообещающим".

Прежде чем давать оценку этой тенденции в западной науке, скажем о третьем "духовном" течении в ней, весьма близком к предыдущему... Отчетливо она выражена одним из крупных современных физиков США Ч. Таунсом в его статье с очень характерным названием — "Слияние науки и религии". Основная мысль Таунса в этой статье та, что наука и религия стремятся к одной и той же цели, но разными путями. То есть по существу утверждается мысль о единстве науки и религии. Эта деистическая по форме и пантеистическая по содержанию идея неоднократно высказывалась и А. Эйнштейном и другими учеными и восходит еще к Аристотелю. В данном случае она свидетельствует о глубоком непонимании, если не религии вообще, то христианства, безусловно. Здесь мы сталкиваемся с откровенной попыткой метафизику превратить в физику, небо подменить землею и Самого Бога рассматривать не более, как универсальный принцип Вселенной. В этом заключается, может быть, одна из наиболее глубоких ошибок позитивистского разума на его пути к истине.

То же относится и к магии. Обращение науки к мистицизму не только не расширит границ ее познания, но уведет еще дальше от познания истины, что неминуемо обернется тяжелейшими последствиями для человечества. Ибо мистика, утверждая так называемую духовную свободу, а на самом деле произвол в духовной жизни, тем самым разрушает основы этой жизни.

Мистик ищет экстаза, духовных наслаждений, откровений. Он "видит" свое бесстрастие, свою чистоту, свою силу. Мистик не познает Бога и потому предпочитает говорить о божественном Ничто, о Невыразимом, Непознаваемом, о Едином и т. д. Богослов и крупный исследователь религий Ф. Гейлер в своем монументальном труде "Молитва" верно замечает, что "последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается "голая" и чистая бесконечность". В конечном счете, мистик сам себя видит Богом (Быт. 3:5).

Подобный мистицизм в христианстве называется прелестью. Христианские откровения и духовные состояния и переживания, которые, к большому сожалению, часто также называют мистическими (что приводит к смешению противоположных духовных полюсов: Кор. 6:14-15), носят совершенно другой характер.

В настоящее время употребление термина "мистика" приобретает особенно принципиальный характер, поскольку в том его широком значении, охватывающем добро и зло, истину и ложь, Христа и Велиара (2 Кор. 6:15), в котором он уже привычно употребляется в философской и богословской литературе, он особенно легко и незаметно вводит в сознание разрушительную идею тождественности по существу аскетических путей всех религий.

Эта теософская идея, совершенно обесценивая уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Откровения в деле спасения мира и уничтожая фактически само понятие Истины в религии, лишает тем самым человека даже мысли о возможности роковой ошибки в наиболее сложной и ответственной области жизни — духовной, превращая его, таким образом, в слепую игрушку своей мечтательности, гордыни и часто откровенно демонических сил.

Аскетическая, литургическая, гимнографическая письменность на русском (славянском, церковно-славянском) языке, авторами которой являются люди духоносные, не употребляет термина "мистический", когда говорит об истинной святости, духовности, богообщении, хотя и употребляет много греческих слов без перевода. Одной из причин этого является та простая мысль, что язык дан людям для взаимопонимания, для обозначения и различения вещей, а не смешения их. Ибо в последнем случае люди потеряют "человеческую" связь друг с другом и с самой жизнью, тенденция чего все очевиднее нарастает в богословии, философии и в целом в гуманитарной сфере современной мысли. Но смешение понятий в области духовной, отсутствие взаимопонимания в ней страшнее, чем в любой другой, ибо эта область является фундаментом всех других, основой самого бытия человеческого.

Очевидно, что негативные последствия развития указанной тенденции в науке могут быть надлежащим образом оценены лишь при самом серьезном изучении христианских (как всеобщих и оптимальных) принципов жизни и критериев истинности познания.

Достижения разума особенно в современную эпоху очень показательны. Его небывалые в истории научно-технические успехи сопровождаются появлением столь же небывалых, враждебных жизни сил разрушения. И в первую очередь эти силы проявляются в духовно-нравственной сфере. Сейчас стираются границы между добром и злом, все переставляется с ног на голову, перемешивается. И ни современная философия, изъявшая само понятие истины из области своих умозрений, ни тем более наука, для которой духовные категории вообще псевдопроблемы, не в состоянии остановить этот процесс, ведущий человечество к гибели.

Европейская цивилизация сегодня—детище "свободного" разума — все более напоминает растущую змею, заглатывающую свой хвост. Без сомнения, что в самом "проекте" цивилизации падшим человеческим разумом был допущен принципиальный просчет. Сейчас, в конце XX столетия, это становится все очевиднее. Четче вырисовываются различные пути разума, лучше видятся и его пределы. И в этом видении очередного тупика, в который зашел разум, оторвавшийся от души, еще раз открывается надежда на его возрождение. Оно возможно только на пути духовно-нравственного очищения человека, его сердца, в котором происходит познание Бога — Истины (Мф. 5:8). Паскаль правильно писал: "Мы познаем истину не посредством одного разума, но и с помощью сердца", — сердца, очищенного от страстей.                   

Так бывало многократно в истории цивилизаций, которые погибали, когда разум был уже не способен увидеть свои пределы и, переступая границы познания, впадал в безумие. Другие  продолжали жизнь и развитие, но коренным образом изменяясь, ибо всегда правильное развитие было сопряжено со смирением разума, с нравственным и духовным очищением народов, в основе которого было заложено правильное религиозное понимание человека и мира.

 

----картинка линии разделения----