ХРИСТОВО ОСВЯЩЕНИЕ

----картинка линии разделения----

 

Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. 

Иисус Христос (Спаситель)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина

Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира, они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин.17:6-19)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Освященным во Христе Иисусе, призванным святым

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1Кор.1:1-3).

Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр.10:5-10).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Как Освящение, освящает Он омывших и очистивших себя слезами

Христос хотя называется Светом и Солнцем, но есть выше света и солнца, как Творец и Владыка света и солнца. Он есть Жизнь и Животворец, есть Истина, Правда и Освящение, прост, несложен, благ, — есть всякое благо и превыше всякого блага. Как Истина, коею Он есть и именуется, бывает Он истиною для кающихся и обращающихся к Нему истинно; как Правда, бывает Он праведностью для возненавидевших всякое зло и неправду; как Освящение, освящает Он омывших и очистивших себя слезами; как Простый, простым обретается Он в тех, кои не таят в себе никакого лукавства или злобы; как Несложный, несложным является Он в тех, которые не имеют никакого злоухищрения, или двоеумия, или двоедушия, или безверия душевного; как Благий, благим открывается Он в тех, которые духовных дел покаяния не стесняют делами телесными или мирскими заботами и хлопотами, и не мешают мирского с духовным, но приступают к Нему в незлобии, обнаженными и простыми в настроении сердца и произволении души, коих простоту и непытливость приемлет Бог и в короткое время наполняет их всяким добром, и как только откроется и явится в них, тотчас делает их причастниками таких благ, которые превосходят всякий ум и всякое помышление.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

(Беседы на Евангелие от Иоанна)

"Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира" (Иоан.17:14)

Когда мы, живя добродетельно, подвергаемся преследованию людей злых и за привязанность к добродетели терпим от них осмеяние, – не будем печалиться и скорбеть. Таково уже свойство добродетели, что она, обыкновенно, в людях злых возбуждает к себе ненависть. Завидуя тем, кто хочет жить праведно, и, думая самим себе приготовить оправдание, если очернят добрую славу других, злые люди ненавидят (добрых), как идущих противоположным путем, и всячески стараются обесславить их жизнь. Но не будем сокрушаться, потому что ненависть злых служит знаком добродетели. Потому-то и Христос говорит: "если бы вы были от мира, то мир любил бы свое" (Иоан.15:19), и опять в другом месте: "горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лук.6:26). Поэтому же и здесь Он говорит: "передал им слово Твое; и мир возненавидел их". Этим опять высказывает причину, по которой они достойны великого попечения Отца. За Тебя, говорит, и за слово Твое они подверглись ненависти, поэтому достойны всего промышления. "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (ст.15).

Снова поясняет Свою речь, снова делает ее вразумительнее, – чем не иное что показывает, как только то, что Он много заботится об учениках, так как молится за них с таким тщанием. Но ведь Он сказал, что Отец все сделает, чего бы они ни попросили. Почему же здесь сам молится за них? Это, как я сказал, только для того, чтобы выразить любовь к ним. "Они не от мира, как и Я не от мира" (ст.16). Как же Он в другом месте говорит: "которых Ты дал Мне от мира; они были Твои" (ст.6)? Там Он разумеет природу, а здесь – злые дела. Таким образом, многое говорит в похвалу учеников, и, во-первых, что они "они не от мира", потом, что сам Отец дал их, что они соблюли слово Его и что за это их ненавидят. А что Он говорит: "как и Я не от мира", – этим не смущайся. Слово: "как" не означает здесь совершенного сходства. Как в таком случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом: "как" выражается полное равенство, по сродству Их естества, так и тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством. И если Христос "не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис.53:9), то, как могут быть сравниваемы с Ним апостолы? Что же значат слова Его: "они не от мира"? Они имеют в виду другой (мир), – у них ничего нет общего с землею, – они сделались небесными гражданами. И этим также Он показывает Свою любовь, – так как хвалит их пред Отцом и поручает их Родившему. Сказав же: "соблюди их", Он сказал не только об избавлении их от опасностей, но и об утверждении в вере. Потому и прибавил: "освяти их истиною Твоею" (ст.17), – сделай святыми преподанием Св. Духа и правых догматов. Как прежде сказал: "вы очищены через слово, которое Я проповедал вам" (15:3), так и теперь говорит тоже самое: наставь их, научи истине. Но ведь Он сказал, что это делает Дух: как же теперь просит об этом Отца? Это опять для того, чтобы ты познал равночестие.

А исповедание правых догматов о Боге, действительно, освящает душу. Не удивляйся и тому, что Он приписывает освящение слову. А что Он говорит о догматах, это видно из того, что Он прибавил: "слово Твое есть истина", тоесть, нет в нем ничего ложного, но все сказанное должно непременно исполниться; нет также ничего образного, ничего телесного. Так и Павел говорит о Церкви, что Христос освятил ее – "посредством слова" (Еф.5:26). Значит и глагол Божий может очищать. Впрочем. Мне кажется, что выражение: "освяти их" значит и нечто другое, именно: отдели их для слова и проповеди. И это опять видно из дальнейших слов. "Как Ты послал Меня", говорит Христос, "в мир, [так] и Я послал их в мир" (ст.18). Тоже говорит и Павел: "дал нам слово примирения" (2Кор.5:19). Действительно, для чего пришел Христос, для того и апостолы обошли вселенную. Но слово: "как" опять и здесь не означает равенства между Им и апостолами: иначе каким бы образом люди могли быть посланы? А говорить о будущем, как о прошедшем, – дело Ему обыкновенное. "И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (ст.19). Что значит: "посвящаю Себя"? Приношу Тебе жертву. Жертвы же все называются святыми, как и действительно свято все, принесенное Богу. Но так как в ветхом завете освящение было в прообразе, под видом овцы, а теперь оно уже не в прообразе, но в самой истине, то Он говорит: "чтобы и они были освящены истиною" Твоею. И их самих Я посвящаю Тебе, и делаю приношением. Это Он говорит или потому, что Глава их делается жертвою, или потому, что они и сами будут жертвою. "Представьте", сказано, "тела ваши в жертву живую, святую" (Рим.12:1), и еще: "считают нас за овец, [обреченных] на заклание" (Пс.43:23). Таким образом, и без смерти Он делает их жертвою и приношением. А что словом: "посвящаю" Он намекал на Свою жертву, это видно из того, что следует далее. "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (ст.20). Так как Он умер за верующих, а между тем сказал: "за них Я посвящаю Себя", то, чтобы кто не подумал, что Он умер только за апостолов, Он прибавил: "не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (ст.20).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Евфимий Зигабен

Евфимий Зигабен 

----картинка линии разделения----

(Толкование Евангелия от Иоанна, глава 17)

Стих 17. Святи их во истину Твою... Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной.

Стих 17... Слово Твое истина есть. Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:13). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле, как и прежде Он сказал: Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12:49)).

Стих 18. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир. Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их, или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их, но Ты – Отец Мне по естеству, а Я – Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

Стих 19. И за них Аз свящу Себе... Я добровольно приношу Себя в жертву. Под освящением здесь Иисус Христос разумеет принесение в жертву, так как слово – освящение – может иметь и такое значение, кроме многих других.

Стих 19... Да и тии будут священи во истину..., чтобы и ученики Мои принесены были в истинную жертву, так как жертва законная была только прообразом, а не истиной, – чтобы и они были принесены в жертву так, как принесен был и Глава их. Или: да и тии будут священи во истину, как сами пожертвовавшие собою. Вменихомся, сказано в Писании, яко овцы заколения (Пс. 43:23); и представите телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). Значит, можно принести себя в жертву и не быть убитым. А чтобы кто-либо не подумал, что Иисус Христос говорит это только об апостолах, Он продолжает Свою речь.

Стихи 20-21. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут... Опять Иисус Христос высказал и утешение ученикам, показывая, что через их проповедь и другие сделаются учениками. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Афанасий Великий

Святитель Афанасий Великий

----картинка линии разделения----

Слово - Господь соделывается Господом всех и Христом для освящения всех Духом

Аз послал их в мир, и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин. 17:18,19). Говоря это, показал Он, что Сам есть не освящаемый, но Освящающий, ибо не другим освящается, но Сам Себя святит, чтобы мы были священи во истину. Святяй же Себя есть Господь освящения. Как же это совершается? В каком смысле говорит это? Не в этом ли? «Я, Слово Отчее, Сам даю Духа Себе, соделавшемуся человеком, чтобы уже Мною — Истиною... освятились и все».

Само Слово по естеству, Господь, соделавшись и человеком, через самый рабий зрак соделывается Господом всех и Христом, именно же для освящения всех Духом.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com