ДВОЯКОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

----картинка линии разделения----

 

Познай себя, что ты двояк, и двоякие имеешь очи, чувственные и умные, так как два есть солнца и два также света, чувственный и умный... 

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Деятельность крестная двоякая

Деятельность крестная двоякая, по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в претерпении плотских скорбей (телесных лишений, неизбежных в борьбе со страстями), производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется, деятельность. А другая заключается в тонком делании ума, и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. И одна, т.е. деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души, а вторая - действительность душевной любви, т.е. естественное вожделение, которое просветляет умную часть души... 

Не приступи к Нему сердцем раздвоенным

Вопрос. Что делать нам с телом, когда окружат его болезнь и тяжесть, а с ним вместе изнеможет и воля в пожелании доброго и в первой крепости своей? 

Ответ. Нередко бывает с иными, что одна половина их пошла вослед Господа, а другая половина осталась в мiре, и сердце их не отрешилось от здешнего, но разделились они сами в себе, и иногда смотрят вперед, а иногда назад. И думаю, сим разделившимся в себе самих и приближающимся к пути Божию Премудрый дает совет, говоря: ...не приступи к Нему сердцем раздвоенным (Сир.1:28), но приступай, как сеющий и как жнущий. И Господь, зная, что сии, не совершенно отрекающиеся от мiра, но разделенные в себе самих, под предлогом страха и скорбей, умом, или, вернее сказать, помыслом, обращаются вспять, потому что не отвергли еще от себя плотской похоти, и, желая свергнуть с них это расслабление ума, изрек им определенное слово: ...кто хощет по Мне идти, прежде да отвержется себе и т.д. (Мф.16:24). 

Вопрос. Что значит отвергнуться себя самого? 

Ответ. Как приготовившийся взойти на крест одну мысль о смерти имеет в уме своем и таким образом восходит на крест, как человек не помышляющий, что снова будет иметь часть в жизни настоящего века, так и желающий исполнить сказанное. Ибо крест есть воля, готовая на всякую скорбь. И Господь, когда хотел научить, почему это так, сказал: кто хочет жить в мире сем, тот погубит себя для жизни истинной, а кто погубит себя здесь Мене ради, тот обрящет себя там (Мф.10:39), то есть обретет себя шествующий путем крестным и на нем утвердивший стопы свои. Если же кто снова печется о жизни сей, то лишил он себя упования, ради которого вышел на скорби. Ибо попечение сие не попускает ему приблизиться к скорби ради Бога и тем самым, что предается он сему попечению, увлекает его постепенно и уводит из среды подвига ради блаженной жизни, и возрастает в нем помысл этот, пока не победит его. А иже в уме своем погубит душу свою Мене ради, из любви ко Мне, тот неукоризненным и невредимым сохранится в жизнь вечную. Сие-то значит сказанное: ...иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10:39). Здесь еще сам уготовь душу свою к совершенному уничтожению для этой жизни. И если погубишь себя для этой жизни, то Господь скажет в том же смысле: ...дам тебе живот вечный, как обещал Я тебе (Ин.10:28). Если же и в сей жизни пребудешь, то здесь еще самим делом покажу тебе обетование Мое и удостоверение в будущих благах. И тогда обретешь вечную жизнь, когда будешь пренебрегать этою жизнию. И когда в этом вооружении выступишь на подвиг, тогда сделается в очах твоих достойным пренебрежения все, почитаемое трудным и скорбным. Ибо когда ум вооружен таким образом, тогда нет для него ни борьбы, ни скорби во время смертной опасности. Посему должно в точности знать, что если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и трудов, постигающих его каждый час. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Познай себя, что ты двояк, и двоякие имеешь очи

Познай себя, что ты двояк, и двоякие имеешь очи, чувственные и умные, так как два есть солнца и два также света, чувственный и умный. Если ты видишь их, как и создан ты в начале, то будешь человеком, если же чувственное видишь, а умного Солнца - отнюдь нет, то ты полумертв, конечно. Полумертвый же и мертвый во всем бездействен. Ибо если бездействен всяк не видящий чувственно, то не тем ли более не видящий умного света мира? Он мертв и хуже мертвого: мертвый ничего не чувствует, но какое мучение будет иметь умерший чувством? Лучше же сказать: он будет как бы вечно умирающим в муках. Но видящие Творца разве не пребывают живыми вне всего? Да, они и вне всего живут, и среди всего суть, и видимы бывают всеми, но не для всех видимы. Ощущая настоящее, хотя и находятся они среди всего, но бывают вне всего, являясь превыше чувства к нему. Сочетавшись с невещественным, они не ощущают чувственного, ибо очи их хотя и видят, но с нечувственным ощущением. Каким образом? скажи мне, скоро скажи. Как видящий огонь не обжигается, так и я вижу нечувственно. Ты видишь огонь, каков он, и пламя, конечно, видишь, но не чувствуешь боли, но ты находишься вне его и, видя, не обжигаешься, однако видишь с ощущением. То же самое, пойми меня, испытывает и видящий духовно, ибо ум его, созерцая все, рассуждает бесстрастно. Какую дивную красоту видит он! Но без похоти.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Поелику человек двойствен… то и чувства имеет двоякие

Надобно знать, что поелику человек двойствен, т.е. состоит из тела и души, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных. Душевные у мудрецов называются силами души, и суть следующие: ум, разум (рассудок), мнение (смысл), воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Отсюда происходят двоякие добродетели и двоякие пороки. И всякому человеку весьма необходимо знать в ясности, какие есть добродетели душевные, и какие добродетели телесные, а также какие душевные и какие телесные страсти.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com