БРАЧНАЯ ОДЕЖДА

 ----картинка линии разделения----

 

Ты призван на пир жизни... Посмотрим же теперь повнимательнее и на одежду свою. Величаться ли ею? Не паче ли побаиваться надо, как бы богатый в милости Устроитель пира, пришедши, не сказал: "друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Прпеподобный Никодим Святогорец

 

----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель) 

----картинка линии разделения----

Увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных (Мф.22:8-14).

 

----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения---- 

Если ты одел одежду брачную

Сам определи, подобна ли твоя душа целомудренной деве. Она так же должна носить Христа в себе, как и Мария, и как та – во чреве, так ты – в сердце; тогда ты сможешь с разумением петь и говорить: "Через страх Твой, Господи, мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения" (Ис. 26:17-18). О том же Екклесиаст сказал: "Как образуются кости во чреве беременной, таков и путь ветра", то есть духа (Еккл 11:5). И если имеешь сокровище сие в глиняном своем сосуде (2 Кор. 4:6-7); если Повелевший из тьмы воссиять свету озарил твое сердце, просветив его познанием Евангелия; если мир Божий владычествует в сердце твоем неослабно (Кол. 3:15); если в неустанном стремлении (Флп. 3:12) ты достиг миpa с освящением (Евр. 12:14); если во внутреннем твоем человеке поселился Христос (Еф. 3:16-17); если Отец с единородным Сыном Своим сотворил обитель у тебя (Ин. 14:23); если ты удостоился блаженства за чистоту сердца (Мф. 5:8); если ты стал храм Божий, и Дух Его поселился в тебе (1 Кор. 3:16); если с полной верою имеешь сердце окропленным от порочной совести (Евр. 10:22); если Бог мира тебя всесовершенно, и во всей целости твой дух и душа и тело без порока (Фес. 5:23); если ты мудрая дева, имеющая светильник и масло в сосуде (Мф. 25:4); если ты знаешь, что такое "чресла выши препоясаны и светильники горящи" (Лк. 12:35); если ты одел одежду брачную (Мф. 22:12); если все это ты узнал на опыте через действование в твоем сердце, – то сможешь достойно сочетаться с Небесным Женихом; если же нет, то хоть я и смолчу, камни возопиют (Лк 19:40).

Поэтому свидетельствую перед лицом Господа моего, достопоклоняемого Духа Святого, что как земная дева, если и получит залог, а сверх того залога еще и великие дары, и если станет госпожей над всем имуществом, но не будет иметь плотского общения, то она чужая нареченному ее мужу, – так и девствующая для Христа душа, если и получит залог через крещение (ибо крещение есть совершенный залог будущего наследия, Еф. 1:14), а после крещения сразу получит великие дары слова или истолкования или истолкования или исцеления или какого иного дарования (1 Кор. 12:8-10), но не удостоится прикосновения нетленного Жениха, то остается ему чужой. Ибо помазание радости (Евр. 1:9) и брачная одежда (Мф. 22:11-12) не из дарований познаются, но в самом усыновлении, в котором непреложная любовь. Имея залог крещения, ты имеешь талант совершенный, но, не добившись его приращения, останешься несовершенной! и хуже того, отнимется он у тебя (Мф. 25:25-29). Поэтому не думай, что, раздав свое имение, ты уже чего-то достигла (1 Кор. 13:3). Если и слово имеешь, говоря языками человеческими и ангельскими (13:1), не возносись, ибо ты еще не приняла совершенства. Если даже дар истолкования имеешь, не успокаивайся. Если и всю веру ты приобрела, иди к любви (13:2), которая не допустит тебе пасть. Ибо любовь никогда не перестает и, будучи непреложной, делает бесстрастными и непоколебимыми вожделеющих ее. Дарования домостроительством духовным даются по воле Божией, разделяющей каждому особо (12:11), даже младенчествующим и несовершенным; любовь же, как я сказал, делает удостоившихся ее бесстрастными и непоколебимыми, ибо она есть Бог, как мы знаем из собранных посланий (1 Ин. 4:8). Но всякая душа, в которой действуют грязные помыслы и лукавые рассуждения, не девствует ради Христа, ее соблазняет враг. Хотящая же в чистоте предстать Господу живет в святости сердца, как говорит водитель невесты-души: "Я обучил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою, но боюсь, чтобы, как змий хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились" (2 Кор. 11:2-3). Но все, у кого умы повреждаются, пребывают в сообществе погибели диавола, а не в сообществе нетленности Спасителя: "ибо какое общение у света с тьмою или какая совместимость храма Божия с идолами" (2 Кор. 6:14-16). Так что поверим Апостолу и услышим и услышим неложный смысл слов: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). Ибо в ком Христос не обитает, те, будучи мертвы, не восхваляют воистину Бога, поэтому у пророка сказано: "Мертвые не восславят Тебя, Господи" (Пс. 113:25). Итак, да восцарит жизнь Иисусова в смертном теле нашем (2 Кор. 4:10; Рим. 6:12); да приобретем в себе Духа Христова, чтобы принадлежать Ему, ибо "если кто, – говорит Апостол, – Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9); да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: "Рассыпь народы, желающие брани", "Блесни молниею, и рассей их" (Пс. 67:31; 143:6). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: "Не истребили народов, о которых сказал им Господь" (Пс. 105:34); себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим (Пс. 113:13-14), потому что нет Духа в нас.

Будем же молиться о том, чтобы просветились очи разума нашего (Еф. 1:18) и мы узнали, что это такое: "Открой мне очи, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118:18). Возопием от сердца: "Учитель!", чтобы прозреть нам (Мк. 10:51). Прозревший, если и во плоти ходит, не по плоти воинствует (2 Кор. 10:3), потому что оружие воинствования его не плотское, но имеющее силу от Бога на разрушение твердынь, ниспровергающее замыслы и всякое превозношение, которое восстает против познания Божия (2 Кор. 10:3-5). Возденем чистые руки в молитве неослабной без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8). Станем соплеменниками Господа, воссиявшего из колена Иудина (Евр. 7:14). Будем иудеями внутренне, ибо не наружно иудей, но внутренне (Рим. 2:28-29), – тот, кто всегда субботствует через упразднение суетных рассуждений и грязных помыслов и кто принял обрезание во внутреннем своем человеке. Обрежем поэтому нечистую крайнюю плоть сердца, отсекая неумеренность ума, которая есть жало смерти – грех (1 Кор. 15:56), посеянный врагом в непослушании. Примем в сердца наши закон Духа Божия, который Он возвестил, говоря: "Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его" (Иер. 31:33); и у Давида; "Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его" (Пс. 36:31). Прими, если не хочешь споткнуться, скрытый во внутреннем Божием закон, который через освящение приведет тебя к бесстрастию. Вот наше, скорее же – Божие дело, хранить ум в истине, речь же – в простоте. Удостоившись этого, будем молиться, чтобы иметь ум Христов (1 Кор. 2:16) и ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4), не являя одно в сердце, а другое во внешнем, ибо ненавистен у Бога ложный и обманчивый нрав. Недаром Господь ясно и отчетливо показал, что оскверняющее человека исходит изнутри, из сердца (Мк. 7:15-23), а осуждая фарисея, вернее же – каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: "Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность" (Мф. 23:26). Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же, заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым (1 Кор. 3:16), услышим увещевающего нас: "Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными" (Фил. 2:15); а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф. 5:27); кто знает, что это такое: "Вся слава дщери Царя внутри" (Пс. 44:14), а не вовне; кто неложно говорит: "Ты исполнил сердце мое веселием" (Пс. 4:8); кто ознаменован ликом Христа, вернее же – тот, в ком действует Христос и кто стремится прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13); кто бежит славы у людей и добивается славы от Бога, действующей в чистом сердце; и как действует сияние славы видимого солнца на плотские очи, так действует слава Святого Духа на чистые по внутреннему человеку очи. А человек, пытающийся оправдаться через достижения внешнего человека и суетные его силы, имеет ревность о Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2): он уже должен бы быть учителем по времени, но снова нуждается в учении; ему пора удостоиться твердой пищи, но он снова требует молока (Евр. 5:12-13); он начинал духовно, теперь же, оканчивает плотски (Гал. 3:3). Пусть знает такой, что всю праведность внешнего человека пророк назвал тряпками женщины в ее месячных (Ис. 64:6), а Апостол почитает за сор (Фил. 3:8).

Нам же пусть будет даровано подчиниться праведности, совершающейся во внутреннем человеке, в котором утвердилась стопа Христова вместе с Его незапятнанным святилищем. "Это трудно в глазах моих, – говорит пророк, – доколе не вошел я во святилище Божие" (Пс. 72:16-17). И свидетельство совести (2 Кор. 1:12) будет похвалою крестом Иисуса Христа (Гал. 6:14), спасающего от тлена жизнь нашу и очищающего совесть нашу от мертвых дел (Евр. 6:1), чтобы мы служили духом Божиим и не на плоть надеялись (Фил. 3:3); чтобы мы знали, чему поклоняемся, согласно Сказавшему: "Мы знаем, чему кланяемся" (Ин. 4:22). Всемуэтому есть Свидетель верный в небесах, ведь "мы проповедуем перед Богом, во Христе" (2 Кор. 2:17), ничего иного не имея на уме, кроме того, что "хорошо благодатью укреплять сердца, и учениями различными и чуждыми не увлекаться" (Евр. 13:9). Молимся, чтобы ты отрешился от славы у людей, которая, похоже, хитроумно и премудро строит козни, мешая тебе приобрести водительство Божией Силы, чтобы тебя не смущало презрение людей и чтобы ты не прельстился снова самомнением. Пусть душа твоя сочетается с Христом, как сочетается с женихом невеста. "Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу" и к непорочной душе (Еф. 5:32). Ибо никто не будет записан в церкви первенцев на небесах (Евр. 12:33), кроме непорочной души, и никто не увенчается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2:5).

 

---картинка линии разделения текста---

  

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец 

---картинка линии разделения---

Рассмотри свои дела

Ты призван на пир жизни, уже готовый. Если уместно нам с тобой чем-либо в сем отношении похвалиться, то разве тем, как мы всем этим воспользовались. Это, когда есть в нас в силе, есть наша брачная одежда. Величаться ли ею? Не паче ли побаиваться надо, как бы богатый в милости Устроитель пира, пришедши, не сказал нам: видите, какой пир! А одежда-то у вас какова?!

Посмотрим же теперь повнимательнее и на одежду сию. Одежду души составляют преимущественно нравственно-религиозные расположения и чувства, укорененные в ней, а не одни дела. Но как те сокровенны, то редко бывают поводом к тщеславию и гордости; дела же, как видимые, лезут в глаза и будто невольно возбуждают делателя к любованию и самовосхвалению в себе, а свидетелей его дел – к похвалению его вовне, которые еще крепче укрепляют и глубже углубляют любование и трубление пред собой. Так вот, рассмотрим свои дела, есть ли в них и что есть, чем бы можно было беспрекословно похвалиться.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость). 

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Евагрий Понтийский

 Авва Евагрий Понтийский 

---картинка линии разделения---

Брачное одеяние есть бесстрастие разумной души

Нечистые помыслы, закосневая в нас по причине страстей, низводят ум во всегубительство и пагубу. Ибо, как помысл о хлебе закосневает в алчущем по причине алчбы и помысл о воде в жаждущем по причине жажды, так и помысл о деньгах и других стяжаниях закосневает по причине любоимания, и срамные помыслы по причине страсти похотной. Таким же образом объясняется и закосневание наше на помыслах тщеславия и других каких. Невозможно, чтобы ум, погружаемый и утопающий в таких помыслах, предстал пред Богом и украсился венцом правды. Этими помыслами расхищен был треокаянный оный ум, который, по притче евангельской, отказался от вечери Боговедения (Лк. 14:17,18). Равным образом и тот, связанный по рукам и ногам и вверженный во тьму кромешную, из этих помыслов имел сотканную одежду, которую Звавший признал недостойною такой брачной вечери. Брачное одеяние есть бесстрастие разумной души, отвергшейся мирских похотей.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения----

Радуются только праведные и имеют брачные одежды

В день смерти радуются только праведные, которые в напутие себе приобрели дела праведные и имеют брачные одежды. Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский  

---картинка линии разделения---

Не на одежду красивую засматривайся, а на одеяние души своей

Не на лицо телесное засматривайся, а смотри пристальнее внутренним оком на лицо души своей, каково оно: не обезобразили ли его страсти; истребляй это безобразие молитвою и слезным покаянием. Не на одежду красивую засматривайся: она - тлен, а на одеяние нетленное души своей, каково оно: не гнусно ли и нечисто по причине частых грехопадений тайных и явных, и стяжи одежду души в нетленной красоте кротости, смирения, целомудрия и чистоты, милосердия, правды.

 

 ----картинка линии разделения----