БЛАГОДАТНАЯ СИЛА

 ----картинка линии разделения----

 

Непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что Благодатная сила Христова проницает, облагодатствует все составные части человеческой личности и всю личность как целое, так что святые тела их становятся храмами Святого Духа. 

Преподобный Иустин (Попович) 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

----картинка линии разделения----

Благодатное присутствие Божие

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. (1 Кор. 3:16-17). Между тем, как боголюбивые подвизаются, чтобы создать, или лучше прежняго пересоздать, украсить, освятить храм Богу, Апостольское слово указывает нам иного рода храм Божий, кажется, совсем готовый. И как близко! В лице каждого христианина, в собственном теле нашем. «Не весте ли, – говорит, – яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» И еще: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть» (1 Кор. 6:19)? Апостол говорит о сем, как о деле весьма известном: «не весте ли? или не весте?» Неужели вы не знаете? Но сомнительно, все ли мы довольно знаем, каким образом христианин есть храм Божий? И если это так, и следственно мы очень богаты нерукотворенными живыми храмами Божиими: то можно спросить, для чего созидаем и освящаем рукотворенные храмы Божии? Пусть же сии вопросы введут нас в размышление.

Сущность храма Божия составляет особенное благодатное присутствие Божие. Говорю: особенное благодатное присутствие Божие, различая сие от общего вездеприсутствия Божией силы творческой и промыслительной во всех сотворенных существах. Так определил сущность храма Своего Сам Бог, когда, благословляя храм Соломонов, глаголал: «освятих храм сей, егоже создал ecи, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» (3 Цар. 9:3). «И вселюся посреде сынов Израилевых» (3 Цар. 6:13). Посему, если надобно и человеку быть храмом Божиим: то надобно, чтобы вселился в него, и пребывал в нем Бог. Так точно и определяет Апостол храм Божий в человеке, когда говорит: «вы есте церкви Бoга жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16). Вы церкви живого Бога, потому что Бог, по Своему древнему, чрез Моисея еще данному обещанию, Своею благодатною силою в вас вселился, и в вас пребывает. Но каким образом благодатная сила Божия входит и вселяется в человека? – Она входит чрез слово Божие: «живо бо слово Божие, и действенно, и острейше всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа» (Евр. 4:12). При действии слова Божия, благодатная сила входит в человека посредством веры: потому что «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим. 10:17); и таким образом «вселяется Xpистoc верою в сердца» (Еф. 3:17).

Благодатная сила входит в человека посредством святаго крещения

Благодатная сила входит в человека посредством святаго крещения: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). И как «во Христе живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2:9), то и в облекшихся во Христа не может не присутствовать некая сила от исполнения Божества, которою и совершается в них новое «от Бога рождение» (Иоан. 1:13). Благодатная сила Духа Святаго входит в человека чрез святое миpoпoмaзaние поелику сие таинство, при неодинаковом действии внешнем, имеет внутреннее действие, одинаковое с Апостольским возложением рук на новокрещенных, о котором в Деяниях Апостольских написано: «возложиша руце на ня, и npияшa Духа Святаго» (Деян. 8:17); и к сему таинству надлежит отнести Апостольское изречение, что «помазавый нас есть Бог, Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» (2 Кор. 1:21-22). Благодатная сила Христова входит в человека посредством причащения пресвятаго Тела и Крови Христовы: в сем нас уверяет собственное слово Христово: «ядый мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6:56). Благодатная сила открывает себе вход в человека чрез любовь к Богу, и Христу, и чрез соблюдение слова Его, то есть, Его учения и заповедей: в сем нас обнадеживает также собственное слово Христово: «аще кто любит Мя, слово мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему пpиидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23).

Благодатная сила приемлется человеком при содействии молитвы

Благодатная сила приемлется человеком при содействии молитвы: ибо при молитве, совершаемой смиренным умом в глубине сердца, нерассеянной, прилежной, чистой, «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26). Видите, кaк обильно и разнообразно действует всеблагий Бог, изобретая посредства, пролагая пути, отверзая входы, чтобы внити и вселиться в человека. Это потому, что самым сильным хотением хощет Он соделать человека Своим храмом. Это для того, чтобы человек имел самую полную удобность соделаться храмом Божиим. Но когда Сам Бог Своею благодатною силою так благопромыслительно созидает и освящает Себе нерукотворенные живые храмы, и таких храмов должно быть столько, сколько есть христиан: для чего в тоже время и человек зиждет и освящает храм Богу? – Это для споспешествования достижению той же самой цели, для которой благопромыслительно действует Сам Бог, – для споспешествования созиданию и освящению живых Божиих церквей в человеческих душах и телесах.

Человек рождается в мир далеким от того, чтобы ему быть храмом Божиим. «Храм бо Божий свят есть» (1 Кор. 3:17): а всякий сын падшего Адама, кто бы ни был, должен признаться в том, в чем не колебался признаться Пророк: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Псал. 30:7). Итак, он не храм Божий, а нечистое жилище греха. Храм Божий надобно в нем созидать вновь, тем с большею трудностию, что надобно созидать на разрушении здания греха. Для сего человек должен быть пересоздан, так чтобы он был, по слову Писания, «новою тваpию» (2 Кор. 5:17); или быть перерожден, так чтобы по справедливости мог назваться «новым человеком» (Еф. 4:24). В сем возсоздании действует Дух Божий и Его благодатная сила, как говорит Апостол Павел: «созидается в жилище Бoжиe Духом» (Еф. 2:22). В сем возрождении действует живое слово Божие, как говорит Апостол Петр: «порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога» (1 Петр. 1:23). Но если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовного; и если для естественного рождения нужна матерняя утроба: то и для духовного рождения не нужна ли матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? – Сей вопрос и оправдывается, и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для нового человека есть Христова Церковь и Ея, хотя рукотворенный, но духом благодати исполненный, тайнодейственный храм.

Бог даровал Церкви Своей Божественное сокровище, Свое слово, чтобы оно, проникая в человека своею живою благодатною силою, возрождало его, воссозидало, соделывало храмом Божиим: не нужна ли для хранения сего сокровища достойная сокровищница, отлученная, по возможности, от обыкновенных земных вещей, благоукрашенная, освященная? – Это и есть рукотворенный храм Божий. – Но как в слове Божием имеют нужду все ищущие спасения: то сокровищница Его не должна ли быть всем им известна, всем открыта, всем доступна? Таков и есть рукотворенный храм Божий. Бог ввел Свою Божественную благодатную и спасительную силу в христианския таинства, чтобы чрез них вводить ее в христиан. В наименовании «таинств» видно указание частию на то, что в них тайно действует благодатная сила Божия, частию на то, что сии священныя действия, по благоговению к заключенной в них Божией силе, должны быть тайною, недоступною для неприготовленных и недостойных. Оба сии указания сходятся в одной точке, – в мысли о необходимой потребности освященного тайнодейственного храма, в который бы и причастники таинств вступали с благоговением, и которого внутреннее святилище от неприготовленных и недостойных было бы закрыто, и для них не входно. И в особенности, если обоженное тело Господа нашего Иисуса Христа по достоинству вознесено в жилище пренебесное, и если сие же самое тело даровано нам в таинстве: то можно ли не потщиться, чтобы и земное жилище оного было, как можно меньше земным, как можно больше небесным, по благолепию, по освящению, и по смиренному пред оным благоговению?

Из предложенных теперь размышлений созидающий храм может почерпнуть утешение – видеть свою жертву благоугодною Богу, и тем более благонадежною для обретения Его милости, что храм рукотворенный будет служить к созиданию и освящению многих храмов нерукотворенных: а все входящие во храм да почерпнут наставление, как им пользоваться храмом для созидания и освящения в храм Богу самих себя. Быв оглашены и оглашаемы во храме словом Божиим, быв и бывая причастниками благодатных таинств, мы можем думать, что уже соделались и сами храмами Божиими. Не несправедливо. Но послушайте, чтo и к порожденным словом Бога живого, и к причастникам таинств говорит Апостол: «и сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен» (1 Петр. 2:5). Он не говорит утвердительно: вы уже создались в храм духовный, – но повелительно: созидайтесь в храм духовный. Что же это значит? – То, что и в посетителях храма, и в причастниках таинств, во многих храм духовный бывает несовершен и недостроен, потому что несовершенна вера, или по создании оскверняется и разрушается в них святый храм, потому что не святую проводят жизнь, но растленную грехами. А за сим следует грозный приговор Божественнаго слова: «аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бoг». Кто нечистыми помыслами и лукавыми желаниями осквернит, и делами греха и беззакония разрушит духовный храм Божий в своей душе и в своем теле, и не потщится восстановить и обновить оный покаянием и исправленным житием, того долготерпеливый, но правосудный Бог, наконец, самого разрушит праведным судом Своим, то есть, попустит ему остаться вечною развалиною жизни, попираемою темными силами.

Охраняя себя от такой бедственной участи, по увещанию Апостольскому, «о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2 Кор. 7:1). Верную в сем подвиге помощь приучим себя находить в верном употреблении благодатных средств святого храма и самой мысли о нем. Когда входишь в церковь, приведи себе на память обетование Господа собирающимся во имя Его: «ту есмь посреде их» (Мф.18:20); и благоговей, как пред лицем Его: и благодать присутствия Божия осенит тебя, как некогда чудесное облако во храме иерусалимском. Когда пребываешь в церковной молитве: помысли, что в ней дышет Дух Святый, и удерживай всякое собственное движение, и вдыхай в себя Его животворящее дыхание. Когда здесь оглашает тебя слово Божие: отверзай не внешний только, но и внутренний слух твой, отверзай верою сердце, алчущим желанием принимай сей Хлеб небесный, и питай им не воображение только и память, но жизнь и деятельность.

Когда хочешь быть причастником таинства тела и крови Христовой, или по крайней мере присутствуешь при сем таинстве: отторгни себя от видимого, и прилепись мыслию и сердцем к веруемому, к кресту и гробу Господню, к телу Христову страждущему, умирающему, погребаемому, воскресающему, обоженному, прославленному: и прикосновение к Нему твоей веры будет существеннее, нежели кровоточивой к Его ризам, и «сила» Христова «изъидет» (Лук. 8:46) очистить и возвысить твои силы душевные и телесные. Если когда-нибудь нечистый помысл и лукавое желание приближатся к храму души твоей: поспеши отразить их самою мыслию о храме. Не сказано ли в числе многих и мне: «храм Божий есте»? Не дерзну осквернить храм Божий тем, что противно его святости. Если же паче чаяния лукавое желание или страсть усилится, и будет побуждать и тело твое к делу нечистоты, греха и беззакония: вооружись и ты еще сильнее мыслию о святом храме. Не сказано ли в числе многих и мне: «телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть»? Как же дерзну я грехом и беззаконием разрушить в себе храм Святаго Духа? Да не будет мне оскорбить и удалить от себя Духа Святаго! Душе Святый, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй, потом же нисходяй, и созидаяй святилища, и совершаяй Святых, и во Святых почиваяй! Почивай в освященном Тобою храме не исходно Твоею благодатию и действуй зиждительно и животворно силою Твоею, да и мы недостойные сподобимся создатися в жилище Божие, во славу Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович) 

----картинка линии разделения----

Благодатная сила Христова проницает все части человеческой личности

Святость святых, святость их души и их тела имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело, и мы, благочестиво почитая святых, почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело. Отсюда и благочестивое почитание мощей святых – естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого. За время своей жизни на земле святой непрестанным и согласным благодатно-добродетельным сотрудничеством души и тела своего достигает святости своей личности, наполняет благодатью Святого Духа и душу, и тело и так претворяет их в сосуды святых тайн и святых добродетелей. Поэтому вполне естественно воздавать благочестивое почитание и тому и другому сосуду Божией благодати. Ведь благодатная сила Христова проницает, облагодатствует все составные части человеческой личности и всю личность как целое. Непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор, 6:19, 3:17). Верой вселив Христа в сердца свои (Еф. 3:17), деятельной любовью и исполнением заповедей (1Кор. 13:13; Гал. 5:6; Ин. 14:21) – Бога Отца, благодатными подвигами (ср. Еф. 3:16, 3:3; 1 Кор. 2:12) утвердившись в Духе Святом, святые отроичивают себя, становятся обителью Пресвятой Троицы (Ин. 14:23, 17:21–23), «храмом Бога живого» (2 Кор. 6:16), и вся их жизнь протекает – от Отца через Сына в Духе Святом. И благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми – угодно Богу.

 

 ----картинка линии разделения----

 

 СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ ЧЕРНИГОВСКИЙ (ГУМИЛЕВСКИЙ)

Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) 

----картинка линии разделения----

 Благодатная сила крещения, по учению слова Божия

Крещение изображается в откровении как такое действие, при совершении которого даруется особенная невидимая благодать крещаемому.  По учению откровения, крещаемый чрез крещение получает оставление грехов и право на сыновнее участие в дарах любви Божией. Крещение прямо называется крещением  во оставление грехов (Деян. 2:38). Апостол показал коринфянам, что они до крещения были лихоимцами, татями и пр. и говорит потом о действии крещения: но омыетеся, но освятитеся, но оправдаетеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11. слич. Еф. 5:26). Здесь а) выражением – омыетеся апостол ясно указывает на омовение водное; б) омовению водному усвояет как омовение тех грехов, какими запятнаны были до того времени коринфяне, так оправдание, или, что тоже, право считаться праведниками пред Богом; в) омовение и оправдание поставил он в зависимости от имени Господа, как искупителя и от Духа Бога нашего, как – освятителя и след; г) в крещении водном указывает невидимую благодатную силу – сообщающую крещаемому очищение и прощение грехов.

Тот же апостол пишет, что Христос освятил церковь, очистив банею водною в глаголе (Еф. 5:26); здесь а) банею водною очевидно называется крещение, и очищение людей поставляется в зависимости от сей бани,  эту мысль подтверждает и цель апостола – показать действие любви Христовой к нам; б)  в глаголе: в каком? Апостол выражает свой глагол без частицы, которая бы указывала в глаголе что-либо отдельное от бани водной напр. вообще учение Христово: и потому глагол здесь определяет собою только самое крещение, которым очищена церковь,– отличая его от всякого другого крещения; и следовательно составляет глагол, который необходимо надобно произносить при крещении христианском для того, чтобы крещение сие было крещением Христовым – очищающим. Апостол, говоря о том, что соделал Христос для церкви, не имел нужды прямо сказать и не сказал о том освятителе, который по заслугам Его совершает освящение в бане водной: но Он указал на сию мысль, сказав об освящении церкви в глаголе. Таким образом, апостол приписывает крещению установленному Христом благодатную силу освящения, действующую в связи с определенным глаголом.

Вси бо вы, пишет апостол к верующим, сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:26,27). Здесь а) последние слова апостола убеждают в справедливости первых слов; верующие, по словам апостола, чрез крещение стали сынами Божиими, так как облеклись во Христа, или что тоже, приняли образ Христа праведника. (1 Кор. 12:13). Следовательно б) апостол усвояет крещению ту силу, что чрез него крещаемые становятся подобными Христу праведнику, а чрез то и сынами Божиими и следовательно получают права на вечную блаженную жизнь. В том же смысле и Спаситель поучал: иже иметь веру и крестится, спасет будет (Мар. 16:16). Ибо единем Духом, писал апостол, мы вси во едино тело крестихомся, аще иудеи, аще еллины, аще рабы или свободны: и вси единем духом напоихомся (1 Кор. 12:13), Слова сии показывают, что тайным действием Духа Божия, совершающимся в крещении, крещаемый приобщается к составу тела Христова – церкви и с тем вместе начинает пользоваться правами на дары любви Божией, открывшейся чрез Христа для его церкви.

Другое действие невидимой благодатной силы, действующей в крещении, состоит в том, что крещаемый вступает в жизнь благодатную или получает силы жить согласно с волею Божией. Такое действие усвояет крещению Спаситель (Иоан. 3:3,5), называя крещение возрождением от воды. Он поучает, что действием Духа св. рождается в крещении человек новый, с наклонностями способными вводить человека в царствие Божие; приписывая же действие возрождения как Духу, так и воде, ясно показывает, что вода крещения не есть только знак благодати. Апостол в послании к Титу (3:3,5) сперва говорит, что и мы, т. е. которые теперь чувствуем себя благоустроенными по духу, быхом – некогда не смысленны, не покорливы и пр. потом прибавляет: не от дел праведных, ихже сотворихом .мы, но по своей Его милости спасе нас банею пани бытия и обновления Духом святым. Здесь а) крещение представляется под образом омовения бани; б) баня возрождения представляется не как только знамение возрождения, но она сама называется банею возрождающею и ее действие иначе называется обновлением; в) такое действие ее поставляется в зависимости от силы Духа св., а не от дел праведных. Наконец г) поелику апостол представляет состояние благодатно – возродившегося в бане крещения в виде совершенно противоположном состоянию невозрожденного сею банею: то указывая в крещении водном тайнодействующую благодатную силу, действию сей силы усвояет как ослабление наклонности ко греху, дотоле располагавшей человека к разным греховным помыслам и делам, так и сообщение крещающемуся нового начала жизни духовной.

Таким образом откровенное учение о таинственной силе христианского крещения состоит в следующем: а) в крещении прощаются крещающемуся за веру во Христа все грехи и он получает права сына Божия, и следовательно прощается и вина наследственного греха; б) действием крещения силы духа обновляются, и следовательно ослабляется и действие наследственной порчи. Откровение нигде не говорит, что крещением совершенно уничтожается наследственная порча, напротив и возрожденный говорит: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем (1 Иоан. 1:8).

 

----картинка линии разделения----